Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Всё об акварельной бумаге

Бумага для акварели самая главная составляющая успеха

Художники-блогеры иногда устраивают челенджи: рисование натюрморта детскими карандашами или школьными красками, изображение пейзажа кисточкой для клея, написание кожи обнажённой женщины грязью из лужи и тому подобные опыты. Но ни разу мне не встречались отважные, представившие свою работу на бумаге типа "Каляка-маляка".

Изобразительная поверхность в живописи как вода в китайской чайной церемонии. Можно стараться и делать всё по правилам, но вкус конечного продукта будет испорчен низким качеством воды. Так и акварельная бумага – она должна понимать и принимать художника, отражать и фиксировать каждое его движение, а потом хранить эту информацию (если конечно творец не отправит свою творческую попытку в мусорную корзину).

Именно из-за плохого качества отечественной бумаги у нас до недавнего времени почти не было профессиональных акварелистов. Известно, что Врубель много экспериментировал с акварелью, но все они потеряли в цвете.

М. А. Врубель. Роза в стакане. 1904 г.

Поэтому акварель часто использовали для эскизов. Вот, например, работа всем известного художника Александра Иванова: она разобрана в тоне, цвете, а мягких краёв и прочей эстетики нет в помине. Потому что это не конечный результат, не цель, а предварительный разбор. На прочность акварели надеяться не приходилось.

-2

Александр Иванов. Архангел Гавриил

поражает Захарию немотой.

1840-е -1850-е годы.

Эскиз. Бумага, акварель. 26,2 x 39,3.

Качество современной бумаги

Бумага для акварели выпускается сейчас в альбомах, скетчбуках, склейках, листах, и рулонах. Она плотная и долго держит влажность.

Как нам известно, традиционно бумага делается из целлюлозы древесины. Но самая лучшая бумага для акварели содержит хлопок. Лучше если она будет чисто хлопковой, потому что на деле даже 70% хлопка сильно уступает стопроцентно хлопковой бумаге. Кроме того, современная бумага для акварели производится без использования кислот, от этого пигменты со временем не выцветают. Некоторые зарубежные производители утверждают, что картина, написанная на их хлопковой бумаге, не будет терять в цвете более 500 лет!

Плотность бумаги для акварели бывает различной: от 150 до 850 г/м. Очень плотная бумага похожа на картон. 150 г/м годится только для легких акварельных набросков.

Поэтому самый оптимальный вариант плотности – это 300 г/м. Часто используется для рисования с двух сторон, если вдруг рисунок не удастся.

По фактуре бумага может быть гладкой (hot press), шероховатой (grain fin) и фактурной (rough). Фактуру используют на больших форматах в основном в пейзажах, гладкую поверхность ценят любители мелкой детализации и ботаники, а все остальные чаще всего берут среднюю шероховатость.

Зарубежные марки бумаги из хлопка дорогие, лист формата 56х76 стоит почти так же, как такого же размера холст. Правда, профессионал не будет размениваться и итоговую "чистовую" работу будет писать только на такой бумаге. Я пока успела оценить только Saunders Waterford и Arches.

Целлюлоза vs хлопок

С чем можно сравнить работу на целлюлозе и на хлопке? Целлюлозная бумага быстрее сохнет, не позволяя долго управлять пятном. Кроме того, её поверхность не пропускает краску глубоко внутрь, пигменты всё время как бы скользят по поверхности листа. Поэтому наложение следующих слоёв опасно тем, что предыдущие будут смываться, смешиваясь с повторными в некрасивую "кашу". Правда, здесь можно взять да и промыть всё под краном. Качественная целлюлоза не пойдёт катышками, не волнуйтесь. А от работы останется лёгкий призрак картинки. Теперь надо только расправить лист на ровной поверхности, и если подождать того момента, когда начнёт уходить влажный блеск, можно всё покрасить заново по-мокрому, а потом по-сухому добавить деталей.

Вот, например, моя работа, сделанная на целлюлозной бумаге Fabriano с 20% хлопка именно повторным слоем по смытой поверхности. Всё, что выглядит мягко, сделано либо по-мокрому, на что есть буквально минут пять, либо это светится практически вымытая первая попытка.

Набросок на целлюлозной бумаге
Набросок на целлюлозной бумаге

А это зарубежный хлопок, Saunders. Тут можно минут пятнадцать-двадцать разгонять краску, наблюдая, как формируются мягкие пятна. И чем больше времени проходит, тем меньше разбегается мазок. Волшебное занятие! Правда, здесь с просушенной работы вы почти ничего не смоете. Всё набирается послойно, от светлого к тёмному.

Тот же сюжет на хлопковой бумаге
Тот же сюжет на хлопковой бумаге

Есть и отечественные марки бумаги с хлопком. 70% содержит марка "Бейрут". Это альбом с листами А3 плотностью 280 г/м . Почти идеально для ученической бумаги.

-5

Довольно интересная бумага скрывается под маркой "Кентавр Хирон". Это стопроцентный хлопок сероватого оттенка с гладкой поверхностью. Выпускается в альбомах на пружине разных форматов. Сохнет чуть дольше целлюлозы.

-6

И вот что мне удалось сделать на "Кентавре".

-7

Ставьте лайк, если тема интересна! подписывайтесь на мой канал и соцсети: инстаграм,facebook,ВК.

#акварель_кс