К середине 50-х армии требовался простой, надежный и в то же время сверхпроходимый многофункциональный грузовик, который был способен преодолевать водные препятствия, перевозить грузы до 3 тонн и буксировать прицеп массой до 6 тонн. Московский завод ЗИС к тому времени уже имел богатый опыт конструирования полноприводных грузовых машин, так что не удивительно что эту задачу возложили именно на него. Автомобиль под названием ЗИС-Э134 был первым созданным в Специальном Конструкторском Бюро (СКБ) автозавода, в рамках этого проекта.
В 1955 году был собран первый ходовой макет колесного грузовика 8х8 с кабиной от ЗИС-150. Внешне машина выделялась необычным расположением осей, они были равноудалены друг от друга на расстоянии 1,5 метра. На раме автомобиля кроме упомянутой кабины, располагалась бортовая металлическая платформа от ЗИС-121В. Для максимальной унификации в 134-ом активно использовались агрегаты от других грузовиков ЗИС и от БТР-152. Так последний поделился ведущими мостами, двумя коробками отбора мощности а так же раздаткой. 5 ступенчатую МКПП взяли от ЗИС-150, раму и амортизаторы от ЗИС-151.
Главной проблемой на тот момент было отсутствие мощного, легкого и экономичного дизельного двигателя. Пришлось использовать бензиновый агрегат ЗИС-120, который был значительно доработан и форсирован со стандартных 95 до 130 л.с. Прироста мощности удалось добиться благодаря использованию новой системы впуска, измененного блока цилиндров и ГБЦ. Он обеспечивал неплохую динамику для 10 тонного грузовика, который мог разогнаться на шоссе до 60 км/ч, расход бензина при этом был немалым - 64 литра на 100 км.
Для четырехкратного увеличения крутящего момента было применено оригинальное конструкторское решение: момент от двигателя передавался сначала на трехступенчатого гидротрансформатора который позаимствовали от автобуса ЗИС-155А, а уже затем на МКПП. Такая конструкция значительно увеличивала проходимость и надежность за счет того, что гидропередача разрывала связь при высоких нагрузках на мотор.
Во время испытаний ЗИС-Э134 показал высокий уровень проходимости. Он уверенно передвигался на склонах до 40 градусов, преодолевал рвы шириной до 3 метров, броды глубиной до 1,5 метров и вертикальную стенку высотой до 1 метра! Использование больших колес диаметром 1,2 м и системы подкачки, позволяло передвигаться по слабонесущим грунтам там, куда традиционные грузовики не смогли даже доехать.
Испытания показали, что такая конструкция жизнеспособна, но требует доработки, в частности узлов трансмиссии. Установка полноценной автоматической коробки и самоблокирующихся дифференциалов помогла бы еще более улучшить проходимость и удобство управления. В этом направлении было решено двигаться уже при работе над следующим прототипом под названием "Макет №2".
Интересный как внешне, так и в техническом плане ЗИС-Э134, согласитесь? Если вам он понравился ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Спасибо за поддержку)
Читайте также: 4 необычных автомобиля ЗИЛ
Военные тягачи МАЗ о которых мало что известно
5 лучших вездеходов СССР, для которых не существует вообще никаких преград