6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхен-Рим (ФРГ) при взлёте разбился самолёт, следовавший рейсом Манчестер - Мюнхен - Белград. На борту самолёта находились 38 пассажиров: футболисты "Манчестер Юнайтед", тренеры, журналисты, несколько пассажиров из Югославии. Они возвращались домой после игры с "Црвеной Звездой", по итогам которой они прошли в полуфинал Кубка Чемпионов.
Авиалайнер Airspeed AS.57 Ambassador британской авиакомпании British European Airways (BEA) должен бы совершить посадку в Мюнхене для дозаправки. Утром 6 февраля в Мюнхене шёл снег, но затем температура воздуха поднялась чуть выше 0 С. Капитан Джеймс Тейн осмотрел самолёт перед вылетом. Капитан Тейн был лётчиком ВВС Великобритании ранее, второй пилот Кеннет Реймент был асом Второй мировой. Пилоты договорились, что самолёт поведёт второй пилот Реймент.
- Мы погрузились в самолёт. Это был чартерный рейс. Мы тогда были в самом зените славы. - вспоминает вратарь "Манчестер Юнайтед" Гарри Грегг. - Когда мы начали разбег, я посмотрел в окно. Ничего особенного. Вдруг я увидел, как шасси замерли и закрутились вновь. Самолёт начало разворачивать. Мы остановились, съехав в сторону.
Первая попытка взлёта была прервана вторым пилотом Рейментом по причине неровной работы левого двигателя. Пилоты считали, что дело в переобогащении топлива кислородом.
- Я могу честно сказать, что совсем не волновался. Ещё одно приключение молодости. Я тогда совсем не боялся летать. - Гарри Грегг был спокоен. -Вернулись. Сначала остановились. Подняли обороты, отпустили тормоза. В этот раз я наблюдал более внимательно.
Капитан запросил вторую попытку взлёта. Получив разрешение у диспетчерской вышки, он предпринял её. Произошло то же самое, что и в первый раз - левый двигатель давал сбой в работе.
- И опять, когда я думал, что мы вот-вот оторвёмся, я увидел, как колёса замерли и закрутились. Самолёт остановился, - Грегг следил в иллюминатор за происходящим.
Экипаж решил проверить самолёт на неисправность в левом двигателе.
- Мы вернулись в здание аэропорта, и все направились в бар. - продолжает Грегг. - Если бы нашёлся кто-то, кто сказал бы: "Это безумие. Мы никуда не пойдём". К нему присоединились бы многие. Но такова человеческая природа - у кого хватит смелости? И кто захочет показаться трусом?
Длина полосы 1,9 км. Самолёт этого типа взлетает с 1200 метров. При третьей попытке взлёта левый двигатель показывал небольшие отклонения от нормы, но экипаж устранил этот недостаток, сбавив и плавно прибавив газ.
- Я подумал, что в самолёте полно людей, которые напуганы куда больше меня, - настроения у пассажиров поменялось.
Самолёт достиг скорости V1 195 км./ч. при которой останавливать взлёт опасно. Скорость отрыва - 220 км./ч., но самолёт всё никак ен мог её набрать. Вдруг самолёт внезапно стал терять скорость.
- Не было ни воплей, ни криков, - вообще ничего похожего. Темнота и свет, искры, удары, шлепки - это неописуемо. И в конце полная кромешная тьма. Я подумал, что я мёртв, - вспоминает Грэгг.
Самолёт пробил забор и врезался в топливный ангар и дом в 300 метрах от конца взлётной полосы.
- Я пришёл в себя и стал ползти вверх. Долез до дыры в том, что осталось от самолёта. Я думал, что я один остался в живых. И вдруг я услышал крик, - Грэгг выбрался из руин самолёта.
Кричал капитан. Он призывал всех бежать о самолёта, который мог взорваться.
- Я пролез обратно в дыру и нашёл маленького ребёнка, - Грегг не послушал капитана, а стал помогать раненым.
Он нашёл главного тренера Мэтта Басби. У него была сломана нога. Грэгг убедился, что тренер не в критичном состоянии и стал вытаскивать пассажиров из разрушенного самолёта, живых и мёртвых. Вскоре прибывают спасатели и люди с близлежащих ферм.
21 человек погиб. В числе погибших - 7 игроков "Манчестер Юнайтед", главный тренер, тренер, секретарь клуба. Ещё 7 игроков были тяжело ранены. Второй пилот и футболист Дункан Эдвардс.
Немецкими властями виновником трагедии будет назван капитан Тейн по той причине, что он не провёл обработку крыльев против льда перед взлётом. Тейн не согласился с таким решением и продолжил борьбу за своё честное имя.
Через 10 лет будет установлено, что взлётная полоса была покрыта снежной кашей, а никакого обледенения крыльев не было. И именно покрытие полосы не дало самолёту развить взлётную скорость.
После катастрофы "Манчестер Юнайтед" продолжил выступать в чемпионате и Кубке Англии, Кубке Чемпионов. Мэтт Басби вернётся на пост главного тренера в 1958 году и воспитает новое поколение победителей. Через 10 лет после трагедии "Манчестер" выиграет Кубок Чемпионов. В финале против лиссабонской "Бенфики" сыграют двое игроков, выживших в авиакатастрофе в Мюнхене, - Бобби Чарльтон и Билл Фоулкс.
Симодский договор России и Японии от 7 февраля 1855 года
Подписывайтесь на канал, поддержите труд автора 👍