Найти в Дзене

Метрополитены мира. Выпуск 50. Стамбул

Станция "Karaköy" на линии "Tünel", (c) bertilvidet, CC BY 2.5
Станция "Karaköy" на линии "Tünel", (c) bertilvidet, CC BY 2.5

Официально Стамбульскому метрополитену всего 29 лет, но фактически – больше ста. Работает ли самая первая линия, что такое "Hafif Metro" и как добраться от аэропорта до стадиона «Шюкрю Сараджоглу»? Читайте в нашем выпуске.

17 января 1875 года в Стамбуле открылась первая в континентальной Европе подземная железная дорога – «Тюнель», вторая по возрасту после Лондонского метрополитена. Тюнель был спроектирован французским инженером Эженом Анри Гаваном по принципу подземного фуникулёра. После реконструкции 1971 года он работает по аналогии с метро на шинном ходу. Поезда на линии ходят каждые 3-3,5 минуты, а поездка занимает всего полторы минуты – станций на маршруте всего две. Второй фуникулёр в Стамбуле появился в 2006 году и соединил Кабаташ с площадью Таксим, путь по линии также занимает не больше 2 минут. Впрочем, не стоит недооценивать стамбульские фуникулёры, в час они могут перевозить по 7500 пассажиров. Но вернёмся к метро.

(c) Danbury
(c) Danbury

Уже в 1912 году коллега по цеху мсьё Гавана – мсьё Гверби – предложил построить в Стамбуле полноценный метрополитен. С 24 станциями от дворца Топкапы до района Шишли, с 75-метровыми платформами и перегонами от 200 м почти до 1 км. Проект был более чем детальным и основательным, но так и не был перенесён с чертежей в реальную жизнь Босфорского побережья. Чертежи, к слову, хранятся в музейной коллекции Стамбульского технического университета. Копилку нереализованных проектов метро Стамбула дополнили и другие инженеры. В 1936 году – французский градостроитель Анри Прост, в 1951 году – голландская компания Nedeco, а в 1951 году сотрудники Парижского транспортного департамента Марк Ланжван и Луи Меццоне.

(c) dfritzon on Flickr.com, CC BY-SA 2.0
(c) dfritzon on Flickr.com, CC BY-SA 2.0

Концепцию современного метрополитена предложили в 1987 году, а через два года уже открыли его первую линию М1 – "Hafif Metro", или «лёгкое метро», между станциями Аксарай и Коджатепе. Линию М2, уже привычного нам стандартного подземного метро, смогли построить лишь к миллениуму – на работах сказывались сейсмические особенности почвы. На данный момент в метро Стамбула эксплуатируется шесть линий, пять в европейской части города и одна – в азиатской. Ведутся также проектные и строительные работы по запуску ещё семи линий. После их открытия к 89 действующим станциям на схему Стамбульского метро добавится ещё 64 станции.

Источник: http://www.urbanrail.net/as/tr/istanbul/istanbul.htm
Источник: http://www.urbanrail.net/as/tr/istanbul/istanbul.htm

Метро работает с 6 утра до полуночи, Hafif Metro – до 00:40. За это время можно посетить все станции, но надо учитывать тот факт, что не на всех линиях есть пересадочные узлы. И хотя в Стамбуле больше всего хочется гулять по рынкам и базарчикам, дегустируя турецкий кофе, сладости и специи, выбирая кожаные сумки, парфюм и кальяны в подарок близким или себе, метрополитен крупнейшего города Турции тоже заслуживает внимания.

Станция "Yenikapı", (c) B'Tian D. P. Dorsam, CC BY-SA 3.0
Станция "Yenikapı", (c) B'Tian D. P. Dorsam, CC BY-SA 3.0
Станция "Yenikapı", (c) B'Tian D. P. Dorsam, CC BY-SA 3.0
Станция "Yenikapı", (c) B'Tian D. P. Dorsam, CC BY-SA 3.0

Нет, в нём не висят шёлковые ковры и амулеты от сглаза, но станции и платформы Стамбульского метрополитена по-своему уникальны. Где-то цветовой палитрой, где-то световым решением. Чтобы попасть в метро и проехать по нужному маршруту, нужно воспользоваться жетоном или бесконтактной Istanbulkart, которая будет выгодна тем, кто планирует больше двух поездок. Сама Istanbulkart стоит около 75 рублей, а одна поездка по ней – чуть больше 30 рублей. Самый приятный бонус карты – возможность расплачиваться во всём общественном транспорте, к которому относится метро, автобусы, трамваи, фуникулёры, канатная дорога, метробус, экспресс и даже паром.

(c) Ail Subway, CC BY-SA 3.0
(c) Ail Subway, CC BY-SA 3.0

Особенности Стамбульского метро:

• Метро способно выдержать землетрясение до 9 баллов по шкале Рихтера.

• После открытия Линии М4 Стамбульское метро стало первым в мире, находящимся в двух частях света.

• Из 89 станций подземных – 73.

• На Линии М1 можно сделать пересадку со станции «Зейтинбурну» (Zeytinburnu) на трамвай №1, который едет до исторической части города между бухтой Золотой Рог, Босфорским проливом и Мраморным морем.

• Пересадка на узловых станциях – платная.

• В Стамбуле с 2013 года строится проект «Мармарай» – уникальная ж/д линия, связывающая европейскую и азиатскую части города подводным тоннелем под проливом Босфор. За 2018 год им воспользовалось почти 70 млн пассажиров.

«Мармарай» , станция "Ayrılıkçeşmesi", (с) CeeGeeб CC BY-SA 3.0
«Мармарай» , станция "Ayrılıkçeşmesi", (с) CeeGeeб CC BY-SA 3.0

• Вход в метро обычно прячется под видом подземного перехода, но обнаружить его легко – в качестве незаменимой подсказки выступает знакомая почти по всему миру буква «М».

• Жители Стамбула очень любят животных, в особенности котов, однако на станцию животных просто так не пускают – им предписана либо специальная переноска, либо должность «поводыря».

• Согласно местным законам на станциях запрещено использовать табак и табачные изделия.

• Турция – страна со своими традициями, обычаями и пылкими нравами, чтобы не мешать окружающим, пассажиров метро просят не слушать во время поездки громкую музыку. Громкие разговоры также не приветствуются.

• Отдельное правило общественного транспорта относится к багажу, который не должен превышать 30 кг и параметров 120 х 50 х 60 см.

• От аэропорта «Ататюрк» в европейской части города проходит линия лёгкого метро в район Аксарай, время в пути – примерно полчаса. От аэропорта имени Сабихи Гёкчен ходят городские автобусы, например, маршрут Е10 курсирует в район Кадыкёй, отсюда в центр Стамбула курсируют паромы или поезда «Мармарай». Также есть автобусы в сторону Таксим, Этилер и Козъятагы. Дополнительную информацию смотрите на en.istanbul.com.

• Стадион «Шюкрю Сараджоглу» находится в пешей доступности от станции метро «Кадыкёй» (Kadıköy) на Линии М4 и «Айрылык Чешмеси» (Ayrılık çeşmesi) на Линии «Мармарай».