Старое изречение о том, что музы молчат, когда стреляют пушки, как ни странно, не подтвердилось в годы войны: музы не молчали даже во время тяжелых испытаний. Мастера искусств встали в общий строй, подчинив свои талант, свое мастерство патриотическим целям.
Немалый вклад в борьбу с фашистами внесли кинематографисты, работавшие над созданием игровых фильмов.
Правда, от некоторых картин, начатых еще до войны, пришлось отказаться, а другие надо было срочно переделывать, чтобы приблизить их к событиям страшного времени.
Так, почти законченный фильм «Машенька», рассказывающий о любви шофера такси Алеши и телеграфистки Маши, решили завершить новыми кадрами — герои картины теперь отправлялись на фронт, там они и встречались после долгой разлуки.
Однако делать большие фильмы в условиях военного времени становилось все труднее. И на смену таким картинам приходят совсем короткие ленты, содержание которых укладывается в десять, двадцать, максимум тридцать минут. Это так называемые «боевые киносборники», состоящие из нескольких новелл.
В них вновь ожили на экране любимые народом киногерои Максим и Стрелка, в них родились и новые герои, такие, как повар Антоша Рыбкин, сменивший шумовку на винтовку, в них появились яркие, карикатурно-сатирические образы врагов — фашистских солдат, генералов и самого бесноватого фюрера.