Сибирь. Всё началось с мечты… увидеть чистейший лёд в одном из самых удивительных и красивых мест на планете. Байкал - это отдельный космос...
Идея этой поездки давно сидела в голове, но улететь из холода в холод, где нет привычного зимне-спортивного активити, развлечений и толкового сервиса казалось мероприятием сомнительным за ценник, сопоставимый с путешествием, например, в комфортные Штаты. Но мечты надо сбывать, особенно когда они касаются чего-то активно-меняющегося. Очень хотелось успеть посмотреть зимний Байкал в период, когда это зимнее направление только набирает популярность среди продвинутых путешественников и фотографов со всего мира, но до того, как это направление станет заезженным. Например, летом, когда там триллион людей, мне бы не хотелось там оказаться (по моим ощущениям, это место не подразумевает толпы). А зимой открывается большая свобода передвижения - лёд решает все транспортные вопросы и является уникальным сам по себе. Рассматривая фото этого ледяного царства в интернете до поездки я не могла сопоставить с реальностью повсеместное наличие на озере таких ледяных шедевров – у меня такое было с Каньоном Антилопы в Америке – тоже казалось что везде 3D и фотошоп)) Так и с Байкалом - хотелось поверить собственным глазам.
Ну и решающий «волшебный пендель» возник в виде новости о введении запрета (недавно ввели) на вылов байкальского омуля, который был одним из главных гастрономических целей путешествия. Пока его загадочным образом ещё можно встретить в местных меню и иногда купить на рынке, но.... Стало очевидно, что откладывать трип дальше некуда.
Подготовка
Я покупала билеты, до того как прочла отзывы и вникла в суть поездки))) На пересадке в Новосибирске мы осознали что Байкал дальше чем мы думали))) Казалось, он где-то сразу за Уралом и такой небольшой на карте мира))) А по факту он длиной как от Москвы до Питера и до него 5700км в одну сторону, из которых последние 300 занимают почти весь световой день. Ох уж эти сибирские масштабы)) То есть из 3-х запланированных нами дней на Байкале, 2 ушло на трансфер от Иркутска до места и обратно, акклиматизацию, мелкие пешие прогулки и остался 1 полноценный день (почти без джет-лага) для экскурсий и гастрономических восторгов. Хм… Ну, крутяк))) Зато день – целый, мы – бодрые))) Хорошо что мы забронировали индивидуальный тур, тем самым сильно оптимизировав время, тем более что по сути других развлечений нет. Катание на ватрушках по льду, кёрлинг, коньки, дайвинг и даже гольф на льду – путешественники пока организовывают сами по своей инициативе со своим оборудованием. Это не входило в наши планы при -25 и пронизывающем ветре, поэтому времени у нас было вот прям достаточно для того чтобы увидеть то за чем приехали и насмотреться вдоволь)))
Адекватного в цивилизованном смысле индивидуального проводника на Байкале найти удаленно было не просто – в интернете они не сидят, работают с Иркутскими гидами по знакомству. К тому же меня интересовала детализация нашего большого ледового путешествия, а не вариант «ну примерно вот так, а вообще вы приезжайте, тут видно будет». Разговор не клеился))) Но через Иркутск удалось организовать встречу, трансферы, согласовать программу и найти на Байкале комфортного, опытного проводника дядю Сашу - местного рыбака на УАЗике, он специализируется на индивидуальных турах (для 1-3 человек). Он удивился гостям из центральной России, сказав что при полной занятости уже и не помнит когда возил русских - вчера были испанцы, завтра швейцарцы.. Посмотрев на меня, он сказал: «Вы как-то легко одеты, хотя… как-то из Гонконга девушка вообще с голыми ногами приехала»))) Я с опаской надела второй пуховик поверх первого. Да, что-то мы приехали как на курорт)))
День-икс
Наше путешествие было каким-то фантастическим. Многочисленные ледяные гроты, нагромождение прозрачных сверкающих льдин (торосы), ледяные колонны, ветвистые искрящиеся сосульки, скалы, украшенные многометровыми в высоту ледяными наплесками, прибрежные камни и стены, запечатанные в многосантиметровую ледяную оболочку из настолько прозрачного льда что кажется будто его и нет, но вдруг его грани начинают сверкать на солнце … Малая часть этого на фото. Да, суровая сибирская зима создает впечатляющие декорации к уникальному байкальскому льду, который можно рассматривать часами. А когда первый раз выходишь на этот лед – как будто выходишь в открытый космос. Сначала стоишь как вкопаный, осознавая что под кристально прозрачным метром льда под тобою бездна (глубина Байкала примерно равна глубине Гранд-каньона, для сравнения), потом садишься, рассматриваешь застывшие ряды пузырьков в толще льда, глубокие трещины – будто в лёд вмерзли ленты из органзы. Все это настолько завораживает что ты ложишься на лёд, потом хочешь начать всё-всё фотографировать но понимаешь что айфон давно промерз и отключился да и ты, мягко говоря не запарился. Идешь в машину, но, блин, оказывается на льду-то скользко!!! Вот это неожиданность!))) Со стороны смешно выглядит: люди выходят из машины, долго не отрываясь смотрят под ноги, открыв рот, потом смотрят вокруг, потом садятся на корточки, потом начинают ползать, валяться, потом вскакивают и учатся ходить, потом бегают туда-сюда, размахивая руками, как дети, кто-то визжит, кто-то смеется, кто-то катается, падает))) А иногда, в ужасе оседают на лед – дело в том что «Байкал дышит» и появление новых красивых трещин (то ли от перепада температур, то ли от мелких землятрясений, которые там бывают 300 раз в год) нередко сопровождается ТАКИМ глухим или раскатистым грохотом, который больше похож на гром. До начала апреля этот грохот безобиден, но всё равно жутковат.
Мы исколесили порядка 140 км, из них примерно 80км по льду. В основном были большие зеркально ровные ледяные пространства, в которых отражалось небо. Редко встречался лед, застывший рябью – в отблесках солнца он смотрелся как вода. Видели и застывшие широкие ледяные щели и нагромождение метровых ледяных глыб, выдавленных водой при перепадах температур. Но страшнее всего было ехать по множеству отдельных белесых льдин (белесых потому что вода замерзала в период снегопада). Эти «мутноватые» льдины были скованы между собой чистейшим прозрачным льдом, через который просвечивалась темная глубина и на контрасте казалось, что ровной поверхности нет и льдины плавают каждая отдельно. Невозмутимость и уверенность дяди Саши, подкрепленная колоссальным жизненным опытом и знаниями гасила все наши страхи – вот почему важно иметь местного гида. Конечно можно взять комфортабельный джип из Иркутска, ехать в нем и молиться))
Конечно УАЗик нас поразил до глубины души. Автомобиль 1979года в идеальном техническом состоянии. Первые десять минут поездки я сделала замечание по поводу дребезжащего надо мной плафона. На что услышала вежливо оформленное: простите, но если УАЗик не гремит – значит он стоит сломанный. Но потом мы поехали через лес (решили срезать) и началось прохождение ТАКИХ невозможных мест под ТАКИМИ углами, что глазам не верилось – я поняла что плафон гремит по делу и странно что гремит только он)). Да, что русские только не придумают – лишь бы дороги не строить)) Машина - огонь! Но не хотелось бы там оказаться за рулем. Дядя Саша говорит, что просятся за руль этой чудо-машины редко и в основном англичане.
За всё наше Большое ледовое путешествие нам не встречалось больше таких машин. Основной автопарк – местные «буханки», набитые группами туристов, на 95% китайскими. Встречались и группы исследующие озеро на коньках, на мотоциклах, на квадриках и великах с шипами. Не видела только кайтеров – господа, там ДУЕТ! Дует так, что куда-то улетает весь снег – его оказалось на Байкале меньше чем в Москве)) Сюрреалистично смотрятся дорожные знаки на зеркальном голубом льду – это официальная трасса пролегающая через Байкальский лёд, протяженностью 11 км, которую обслуживает МЧС. Разделитель между встречными потоками – около 30м, ограничение 30 км/ч, обгон запрещен, выезд за пределы обозначенной дороги штраф 30 т.р. если один и 700т.р. если с пассажирами. Фокус с неограниченными ледяными перемещениями во время экскурсий – какой-то отдельный пункт закона, видимо)))
Итоги
Время пролетело настолько быстро и восторженно, что сейчас, оглядываясь назад, кажется, что всё это приснилось. Как вы поняли, не обошлось без промахов, которых можно было бы избежать уделив подготовке должное время. Мы лоханулись с:
- одеждой (идеально-горнолыжная);
- обувью (в идеале надо было иметь пристегивающиеся к подошве цепи с шипами);
- фототехникой (айфон замерзал через 30 секунд на ледяном ветру и вообще глючил от холода);
- отсутствием аккумулятора к телефонам – у нас была автомобильная зарядка, но к УАЗику она не подошла));
- ну и плотный позавтракав перед экскурсией я совершила ошибку – из-за особенностей бездорожья, завтрак был оставлен в ближайшем лесу в самом начале экскурсии))) ;
Ну а если о позитивном, то кое-что значительно облегчило такой далекий и быстрый трип. Хорошо что:
- я потратила время на поиск отличного гида;
- вместо машины в аэропорту взяли такси;
- был соответствующий месту автомобиль с местным водителем;
- экскурсии были индивидуальными (в основном там групповые, на буханках);
- экскурсии были в один день (на следующий день лед замело, а ветер уносит снег иногда не сразу);
- мы не взяли чемоданы;
- взяли солнечные очки – там ослепительно ярко.
Ну и хорошо что муж вообще согласился лететь на Байкал с температурой 38)) В Сибири он выздоровел за несколько часов))
Мечты сбываются !