Хороший учитель должен быть адаптивен к особенностям своих учеников. Учителю начальных классов как воздух нужны надежные инструменты определения уровня подготовки детей, что называется, "на входе" в класс.
Сегодня предпринимаются попытки снабдить учителя этими инструментами.
В частности, было проведено исследование в рамках iPIPS "Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу".
(Полный отчет об исследовании - по ССЫЛКЕ)
Российские исследователи задались следующими вопросами:
- каков уровень развития когнитивных и некогнитивных навыков у российских детей в начале обучения в 1-м классе;
- можно ли описать определенные типы (кластеры) по уровню развития .
Ученые опирались на опыт длительных исследований, проведенных в разных странах и на на репрезентативных выборках. Исследования показали, например, что математические навыки и навыки чтения, которые измеряются "на входе" в школу, являются наилучшими прогностическими параметрами академических успехов в конце обучения в начальной школе.
Исследование проводилось в 2015 г. на обширной выборке первоклассников из четырех крупных городов РФ - Москвы, Набережных Челнов, Тамбова и Севастополя.
Для диагностики когнитивного развития детей использовался набор заданий , включавший несколько блоков:
• проверка умения писать;
•пассивный словарный запас и знание частотных слов;
• фонематический блок, включающий задания на повторение слов как знакомых, так и незнакомых и даже несуществующих, а так же задания на рифмование слов с опорой на изображение рифмующихся слов;
• чтение:
– знание заглавных и строчных букв, понимание начала и конца предложения, точки и проч.,
– чтение слов
– чтение короткой истории,
– чтение на понимание;
• математический блок:
– простой счет (сосчитать количество нарисованных объектов),
– сложение и вычитание с опорой на картинки,
– знание чисел,
– задачи (логические , задачи с символами и без них, текстовые задачи).
Некогнитивное развитие ребенка оценивалось с помощью учителя, хорошо знающего ребенка. Был составлен специальный опросник для учителя.
Оценивались следующие навыки:
- навык адаптации к новой школьной среде,
- независимость и навыки самообслуживания,
- уверенность в себе и умение заниматься в группе,
- способность концентрироваться на задании под руководством учителя и в самостоятельной работе,
- способность контролировать свои поступки и не действовать импульсивно,
- умение соблюдать правила и вести себя в соответствии с принятыми нормами поведения,
- навыки коммуникации (умение задать вопрос, выслушать мнение другого человека, не перебивать собеседника),
навыки взаимодействия со взрослыми (уверенно, естественно,без страха),
- умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения со сверстниками,
- осознание того, что люди разные, и их образ жизни может отличаться от того, что принято в семье ребенка, уважительное отношение к "иному".
Исследовалась зависимость показателей от следующих факторов:
- пола ребенка,
- уровня образования его родителей (матери),
- количества книг в доме,
- посещения ребенком детского сада в год перед школой.
Интересно, что . среди мальчиков больше тех, кто имеет экстремально высокие или экстремально низкие показатели. Особенно ярко это проявляется в математике.
В математике девочки заметно отстают от мальчиков.
Показатели чтения и словарного запаса относительно независимы от пола ребенка.
В своем поведении девочки по оценкам учителей более уверенные, чем мальчики.
Определены 4 группы (кластера) детей.
Кластер 1 — высокий уровень когнитивного и некогнитивного развития.
Высокие показатели по всем параметрам, особенно по математике и чтению. Высокие показатели некогнитивного развития, особенно уверенность в себе. Около 90% детей посещали детский сад в год перед школой. Словарный запас и грамотность речи детей этой группы самые высокие в выборке. В этом кластере наиболее высока доля матерей с высшим образованием (74%), 43% семей этой группы имеют дома более 100 книг.
Кластер 2—средний и высокий уровень когнитивного развития и ниже среднего уровень некогнитивного развития.
Средние и даже весьма высокие показатели по чтению и математике.
Ниже среднего показатели уверенности в себе и поведения в классе У них довольно большой пассивный словарный запас. В этой группе высокая доля мальчиков—около 65%. Более трети их семей имеют большие книжные собрания, около 70% матерей имеют высшее образование. Почти все дети посещали детский сад в год перед школой.
Кластер 3 — ниже среднего уровень когнитивного развития, средний и высокий уровень некогнитивного развития.
Хорошо развиты навыки коммуникации, достаточно уверенно чувствуют себя в общении, поведение в классе соответствует нормам и правилам.
Но по чтению и математике эти дети часто показывают результаты хуже среднего по выборке
В группе большинство девочек (64%). Словарный запас и фонематическая грамотность существенно ниже, чем в двух предыдущих группах.
Социально-экономический статус семей несколько ниже, чем в двух предыдущих группах, но почти все дети имели опыт дошкольного образования в год перед школой.
Кластер 4—низкий уровень когнитивного и некогнитивного развития.
Уровень когнитивного и некогнитивного развития значимо ниже по всем метрикам.
Почти 90% детей данной группы посещали детский сад.
62% в группе - мальчики.
Словарный запас и фонематическая грамотность детей в группе намного ниже, чем в остальных.
Только в 25% семей дома имеется более 100 книг.
Более половины матерей не имеют высшего образования.
"Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу". (Полный отчет об исследовании - по ССЫЛКЕ)
Семейные классы и совместные покупки - ЗДЕСЬ
Наш ИНСТАГРАМ
ddbo.ru
Если Вам понравилось, кликните на