Работе морских нефтегазовых сооружений в Арктике угрожает немало опасностей. Одна из них – встреча с айсбергом. Хотя дрейфующие айсберги и тают во время пути, они могут иметь гигантские размеры и массу. Например, в 2003 году в акватории Баренцева моря в районе Штокмановского газоконденсатного месторождения был обнаружен айсберг весом более 3 млн тонн.
Впрочем, такие гиганты встречаются не каждый день. На небольшое ледовое образование воздействовать достаточно просто. Его курс можно изменить с помощью водяной пушки или гребных винтов судна.
С крупногабаритным айсбергом придётся повозиться. Но способ тоже есть. Айсберг обходится судном со специальным канатом и транспортируется в нужное место, подальше от платформы. Такую технологию используют во многих северных странах. Например, в Норвегии, а с недавних пор – и в России.
На словах всё звучит достаточно просто, однако в буксировке айсбергов есть нюансы. О них рассказал в ходе прошедшего в декабре в Петербурге форума "Арктика: настоящее и будущее" менеджер департамента технического регулирования и развития корпоративного научно-проектного комплекса НК "Роснефть" Константин Корнишин.
"Роснефть" имеет непосредственный опыт изменения траектории айсбергов путём внешнего воздействия на них. В 2016 и 2017 годах при участии ФГБУ "ААНИИ" и ООО "Арктический Научный Центр" были проведены две экспедиции "Кара-лето", во время которых специалисты отрабатывали технологии воздействия на айсберги различных форм и размеров.
В 2016 году роль плавучей лаборатории выполняло научно-экспедиционное судно "Академик Трешников". Буксировка айсбергов с разворотом на 90 и 180 градусов относительно их первоначальной траектории выполнялась ледоколом "Капитан Драницын". Масса самого крупного айсберга превысила 1 млн тонн.
На следующий год в роли буксира выступал ледокол "Новороссийск". С его помощью был успешно отбуксирован айсберг весом 1,1 млн тонн в условиях ледового поля. Как об этом писала "Роснефть", в ходе экспедиции "Кара-лето – 2017" для буксировки, в зависимости от размеров айсберга, использовались либо сетка длиной 900 м, либо канат длиной 1500 м.
Всего в рамках двух экспедиций были проведены 36 экспериментов по физическому воздействию на айсберги. Исследователи фиксировали такие параметры, как буксировочное усилие, траектория движения судна, траектория буксировки айсберга, показатели работы винторулевых колонок, метеорологические условия и другие.
Максимальное перемещение за сутки составило 50 миль (при весе айсберга 0,05 млн тонн). Максимальное приложенное буксировочное усилие составило 100 тонн (при этом усилие на разрыв каната составляло 115 тонн). Максимальная скорость ветра при заходе на буксировку составила 15 м/с. Максимально достигнутая скорость буксировки айсбергов зафиксирована на уровне 3,2 узла. Не самый выдающийся показатель.
Объясняется это тем, что движение айсберга при буксировке существенно отличается от ранее существовавших теоретических представлений, пояснил Константин Корнишин. Так, при буксировке айсберга возникает лобовая и боковая силы сопротивления, а также крутящий момент.
Поэтому буксировать айсберг совсем не так легко, как кажется. Если буксировки не избежать, то нужно к ней подготовиться. Для этого учёные предлагают отслеживать полный жизненный цикл айсберга, начиная с момента образования продуцирующими ледниками. Для слежения за ледниками проводится аэрофотосъёмка, устанавливаются буи, строятся 3D-модели.
Кстати, 20 декабря в Архангельске завершила свою работу экспедиция "Кара-Лето – 2018". Интересно, что она прошла без участия ледокола и без буксировки айсбергов. Учёные ограничились обслуживанием измерительного океанографического оборудования в морях Карском и Лаптевых.