История популярного аудиоформата MP3 достойна экранизации: группа немецких ученых создала кодек, эффективно сжимающий оцифрованное аудио и в течение нескольких лет безуспешно пыталась продвинуть его на рынок, но им противостояли могущественные конкуренты. К 1995 году MP3 почти «похоронили», но его создателям помог контракт с Telos Systems и интернет-пиратство.
Впрочем, фильм по мотивам этой истории вряд ли снимут. Куда интереснее наблюдать за неожиданным успехом харизматичного ботаника Марка Цукерберга в фильме «Социальная сеть». Но формат MP3 совершил революцию в мире медиа не менее значимую, чем появление Facebook. Для прослушивания цифровой музыки стали не нужны CD, а радиовещатели получили возможность отказаться от использования недешевой спутниковой связи и передавать аудио высокого качества в режиме реального времени с помощью телефонных линий.
История MP3 вдохновила американского журналиста Стивена Уитта написать книгу-исследование «Как музыка стала свободной», в которой он последовательно описывает весь путь, который проделал формат на пути к своей популярности. Приводим ее краткий пересказ.
Колыбелью технологии для записи и расшифровки аудиофайлов MPEG-1 Layer III, более известной как MP3, стал Институт интегральных схем общества Фраунгофера, находящийся в немецком Эрлангене. Группа ученых под руководством Карлхайнца Бранденбурга работала над созданием нового кодека с середины 1980-х. На этот путь Бранденбурга наставил его научный руководитель, компьютерный инженер Дитер Зайтцер. В свою очередь, Зайтцер был обязан своему научному руководителю, исследователю Эберхарду Цвикеру, отцу науки под названием психоакустика.
Главное открытие Цвикера состоит в том, что человеческое ухо работает совсем не так, как микрофон. Например, каждый человек различает два одновременных тона с интервалом в полутон или больше, а Цвикер обнаружил, что если чуть приблизить высоту тонов друг к другу, то ухо можно обмануть: оно услышит один тон. Особенно это проявляется, если нижний тон звучит громче. Также любой слушатель различает два щелчка с временным интервалом в полсекунды, но если сократить это время на пару миллисекунд, то ухо снова обманывается и объединяет два щелчка в один.
Эту идею первым попытался использовать Дитер Зайтцер, который в год появления компакт-дисков хотел запатентовать «цифровой музыкальный аппарат». Устройство представляло собой сервер, хранящий музыку, доступ к которой пользователи получали через телефонную линию, а треки можно было выбирать по команде с компьютерной клавиатуры. По сути Зайтцер предвидел появление потоковых сервисов, но для реализации идеи требовалось уменьшить объем файлов в 12 раз, что в 1980-е было невозможно реализовать.
Решить проблему взялся Карлхайнц Бранденбург со своей командой программистов. Первый вариант кодека MP3 был готов к 1988 году, тогда же ученые совершили первую сделку: доставили MP3-кодировщик небольшой миссионерской радиостанции на остров Сайпан в архипелаге Марианские острова. К 1990-му сжатые с помощью MP3 музыкальные файлы обеспечивали качество, сопоставимое с CD.
В том же году комитет стандартизации MPEG провел в Стокгольме конкурс с целью выбрать лучший из конкурирующих форматов сжатия аудио. Одобрение MPEG гарантировало поток лицензионных отчислений, что было очень важно для поддержки проекта немецких ученых. В результате конкурса первое место разделили между собой кодек Бранденбурга и Musicam – продукт консорциума исследователей, организованного европейскими университетами и поддержанного корпорацией Philips. Метод Фраунгофера давал лучшее качество аудио при меньшем количестве данных, а изобретение конкурентов, позже получившее название MPEG-1 Layer II (MP2), требовало меньших мощностей для обработки данных.
Всего из 14 методов выбрали 3. Первый назвали Moving Picture Experts Group Layer-1 (метод сжатия для цифровых кассет), остальные два, соответственно, MP2 и MP3. MPEG хотела создать поле для сотрудничества, но в результате спровоцировала войну форматов. У MP3 было техническое преимущество, но за MP2 стояло признанное имя и серьезная поддержка в лице Phillips.
В последующие несколько лет немецкие разработчики раз за разом проигрывали конкурсы, организованные MPEG. Пользуясь своими связями, авторы Musicam успешно лоббировали свой формат, перекрывая кислород немецким конкурентам.
Весной 1995 года группа независимых экспертов решила, что MP3 гораздо хуже MP2. Фраунгофер и его коллеги были на грани отчаяния, но помощь пришла откуда не ждали. Команду спас генеральный директор стартапа Telos Systems Стив Черч, который раньше вел ток-шоу на радио и работал студийным звукоинженером. Рынок цифровых аудиоформатов он рассматривал с точки зрения эфирного вещания. Не доверяя результатам MPEG, он согласился провести объективное сравнение MP2 и MP3, и результаты его сильно удивили. Стив Черч вернулся в офис компании в Кливленде и там повторил эксперимент на новенькой цифровой телефонной линии. В результате Telos стал — и долгое время оставался — единственным партнером разработчиков MP3 в промышленном масштабе. Черч заказал несколько сотен MP3-конвертеров Zephyr — коробки размером с видеомагнитофон, которые передавали потоковое аудио в реальном времени. После чего лицензировал технологию для Национальной хоккейной лиги США.
Сезон НХЛ начался 20 января 1995 года, и эта дата является началом MP3-революции в Северной Америке. Никто не считает хоккей пионером цифрового аудио, но когда первая шайба упала на лед, болельщики Blackhawks и Red Wings оказались, сами того не подозревая, самой передовой аудиторией в мире.
MP3-конверторы экономили радиовещателям тысячи долларов в час, которые иначе были бы потрачены на трансляцию через спутник. Также ими оборудовали каждую ледовую арену Северной Америки. Доходы Telos возросли в четыре раза, а Стив Черч стал ярым защитником новой технологии.
После этого немецкие разработчики начали получать доход от продаж — как раз вовремя, чтобы спасти свой бизнес. Одновременно преимущества MP3 оценили первые интернет-пираты, благодаря которым миллионы пользователей по всему миру получили доступ к бесплатному музыкальному контенту.
Популярность MP3 росла так быстро, что к создателям формата обратились с просьбой о лицензировании крупнейшие корпорации, в том числе Apple и Microsoft. Война форматов была полностью выиграна. Через какое-то время Карлхайнц Фраунгофер по-настоящему разбогател, зарабатывая на лицензионных отчислениях около 100 млн долларов в год.
В 2017 году Институт интегральных схем общества Фраунгофера заявил, что формат MP3 можно считать умершим. В этом же году прекратили свое действие лицензионные программы для MP3-патентов.
В современных сервисах потоковой музыки, ТВ и радиовещания используются кодек ISO-MPEG (AAC), а также MPEG-H. По сравнению с MP3 эти форматы обеспечивают наилучшее качество звука при гораздо более низких битрейтах. Тем не менее, MP3 остается популярным форматом среди потребителей и вряд ли исчезнет в ближайшее десятилетие.
_________________________
Подпишитесь на канал «Телеcпутника» в Telegram: перейдите по инвайт-ссылке или в поисковой строке мессенджера введите @telesputnik, затем выберите канал «ТелеСпутник» и нажмите кнопку +Join внизу экрана.
Также читайте «Телеcпутник» во «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассниках» и Twitter.