Удивительно, но после Concurso de Cante Jondo в Гранаде в 1922 году — первого национального конкурса исполнителей фламенко, организованного Мануэлем де Фалья и Федерико Гарсия Лорка, и некоторых других конкурсов в 1920-х годах, по-прежнему было очень мало подобных конкурсов до самых 1950-х годов, когда они начали развиваться.
В августе 1952 года в Кадисе был проведен первый Gran Concurso de Alegrías, и даже сделана запись на Radio Nacional España. При генерале Франко (1936 - 1975) фламенко считалось полезным инструментом для продвижения международного имиджа Испании, хотя, как и все виды искусства в стране, оно приспосабливалось к потребностям авторитарного режима. В 1953 году этот фестиваль был проведён во второй раз, как "II Concurso Nacional de Alegrías y I de Cante Popular Andaluz", и в него был добавлен конкурс популярных андалузских песен. Однако, дальнейшие соревнования не проводились.
В 1956 году Кордова провела своё первое национальное соревнование, Concurso Nacional de Arte Flamenco de Córdoba, где первый приз и абсолютное лидерство получил известный певец Antonio Fernández «Fosforito». Конкурс Кордовы проводился каждые три года после 1956 года и продолжался до 1992 года. Они хотели достичь определённого стандарта исполнительства, поэтому не было ничего необычного в том, чтобы увидеть слово «desierto» в результатах, которое означало, что ни один участник не достиг необходимого уровня для присуждения премии. В эти годы призы на конкурсе стали завоёвывать легендарные кантаоры, такие как Sernita de Jerez, Curro de Utrera, Juan Talega, Fernanda и Bernarda de Utrera, La Perla de Cadiz.
Кульминацией сезона летних фестивалей фламенко в Испании является Международный фестиваль Cante de las Minas, которому уже 58 лет, проводимый в городе La Unión в регионе Murcia.
У La Unión существует давняя традиция фламенко. Открытие ценных полезных ископаемых в этом районе привело к большой миграции рабочих из Андалусии в течение 19-го века, которые привезли с собой фламенко, так что в этом районе было большое количество так называемых cafés cantantes в течение периода примерно с 1850 до 1920 года; иногда этот период называют La Edad de Oro de Flamenco — Золотой век фламенко. Cafés cantantes предлагали небольшую сцену, на которой могли выступать артисты фламенко, а их стены были покрыты зеркалами и плакатами, рекламирующими последние корриды на Plaza de Toros.
Фестиваль Cante de las Minas был основан в 1961 году, а к 18-му по счёту конкурсу мероприятие переместилось в большое здание общественного рынка, которое теперь называют «Cathedral of Cante». Первоначально конкурс проводился только для певцов, но с годами было добавлено больше номинаций, так что в 2018 году уже проводился 39-й конкурс гитары фламенко и 25-й конкурс танца фламенко. Новейший раздел конкурса — Concurso de Instrumentalista Flamenco, впервые проведённый в 2009 году. Список возможных инструментов включает в себя скрипку, флейту, саксофон, фортепиано, клавишные инструменты, ударные (включая кастаньеты), электрогитары и бас-гитары и синтезаторы, что отражает значительное расширение музыкальных инструментов выражения фламенко.
В этом году Agustín Carbonell («El Bola») получил награду «Bordón» как лучший гитарист фламенко, а Luis Medina Blanco выиграл второй приз. Родословная El Bola включает в себя многих выдающихся гитаристов фламенко, он племянник легендарных Sabicas, а также прослеживает свою родословную до Ramón Montoya. Как гитарист, он чувствует эту связь настолько сильно, что исследовал жизнь Montoya и в 2015 году опубликовал книгу под названием El Sueño de Ramon Montoya, дополненную некоторыми записями. Во втором издании (2017) книга была переработана и расширена в сотрудничестве с гитаристами Manolo Sanlúcar, Victor Monge («Serranito») и фламенкологами José Manuel Gamboa и Faustino Núñez. Сопровождающий компакт-диск был также расширен с оригинальных девяти треков до 22 и теперь включает в себя множество исторических записей Montoya.
El Bola жил и путешествовал по разным частям света (Бразилия, Лондон), а затем вернулся в Испанию. Он родился в 1967 году и ранние годы провёл в Мадриде в кругах фламенко; интересно, что он был частью «футбольной команды фламенко», которая играла еженедельно и включала в себя таких выдающихся музыкантов, как гитаристы Paco de Lucía, Juan Manuel Cañizares и Enrique de Melchor. Действительно, Paco de Lucía играл в футбол на пляже в Cancún со своими детьми даже незадолго до своей смерти.
По материалам статьи.
Читайте также:
Классическая гитара, путеводитель по каналу