Найти тему
FLB.ru

Кто инициатор Афганистана?

Решение о вводе войск фактически готовилось «тройкой» – Андропов, Громыко, Устинов

О чём говорили в Кремле 39 лет назад, 5 февраля 1980 года.

Из дневников Анатолия Черняева - заместителя заведующего Международного отдела ЦК КПСС (1970-1986 гг.), помощника Генерального секретаря ЦК КПСС и помощника президента СССР Михаила Горбачёва (1986-1991 гг.). См. «Льётся елей и пошлейшее прославление главного маразматика».

"5 февраля 1980 г. Афганистан, как язва разъедает общественное сознание и международную жизнь. Ползут слухи, что в Ташкенте госпитали забиты нашими ранеными ребятами, что каждый день прибывают самолёты с упакованными гробами, что в разных наших ведомствах, посылающих туда специалистов, то и дело портреты в траурных рамках. Т.е. народ реально почувствовал на себе следы политики. За что? Для чего? Кому? Б.Н. (Пономарёв)как-то проговорился Карэну (Брутенцу): мы, мол, не можем допустить второго Садата у себя под боком. Ну и что? Из-за этого пусть гибнут наши ребята, пусть позор на нашу голову во всём мире, пусть ненависть антисоветизма губит остатки социалистического идеала, пусть рушится даже видимость уважения к народным интересам?!

Б.Н. (кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС), который суетился больше всех, чтоб оправдать в глазах международной общественности афганскую акцию, понимает, что сделана глупость. Может быть, в душе считает это преступлением. В пятницу перед отъездом к избирателям в Саратов, говорит: «Это, мол, всё ладно (о текущих и важных делах). Главное – как распутывать афганский узел. Может быть, так?» Берёт со стола листок, написано самим. Читает: «Соединённые Штаты обязуются не вмешиваться в дела Афганистана. Советский Союз выводит войска»... Спрашивает: «Согласятся?» Отвечаю: «С радостью. Но вот согласятся ли у нас»...
Он: «В том-то и дело!»

(Судя по тому как сравнительно быстро вооружённые «защитники демократии» из армии США зашли в Афганистан в 2001 году после ухода из этого региона СССР в 1989 году, Анатолий Черняев явно заблуждался насчёт миролюбивой геополитики Штатов – прим. FLB)

Поразительно – все более или менее разумные и порядочные люди видят, что сделана невероятная глупость... Со всех точек зрения. Но кто сделал?

«Monde» пишет: в Москве, мол, начинают искать виновника – кто придумал? Кто инициатор? Не знаю, что значит «искать». Вслух этого ещё никто нигде не сказал. А в аппарате и в Москве (не в смысле – в ПБ, в Кремле, а в народе) действительно гадают на этот счёт. И я гадаю. Конечно, повторяю себе: сыграли на маразматическом возмущении Брежнева Амином – посмел ослушаться, да ещё убил «нашего лучшего друга»... Но кто сыграл? Вроде – не Громыко, не похоже, чтоб и Устинов. Явно – не Суслов. Остаётся одно – ГБ. Значит, опять, как однажды уже было: там формируется политика"- написал Анатолий Черняев в своём дневнике.

-2

Прим. FLB: В связи с этим приведём отрывок из воспоминаний коллеги Анатолия Черняева, бывшего первого заместителя заведующего Международным отделом ЦК КПСС Карена Брутенца:

РЕШЕНИЕ ФАКТИЧЕСКИ ГОТОВИЛОСЬ «ТРОЙКОЙ» – АНДРОПОВ, ГРОМЫКО, УСТИНОВ, ТОГДА УЖЕ РАБОТАВШЕЙ НА ПРИНЦИПАХ «ВЗАИМОПОНИМАНИЯ»

«Заручившись благословением Суслова, они сумели получить согласие Брежнева, к этому времени всё больше терявшего дееспособность. Свою роль, но, разумеется, не решающую, вопреки голословному утверждению некоторых авторов, могла сыграть и обида Леонида Ильича в связи с тем, что Амин проигнорировал его просьбу сохранить жизнь Тараки (об этой «обиде» говорит и Громыко в своих мемуарах).

Документ, именуемый Постановлением ЦК КПСС (П76/125 от 12 декабря 1979 г.) и написанный рукой Черненко, на деле был одобрен лишь 5 из 12, а если считать и кандидатов в члены Политбюро – из 16, членами высшего руководства. Подписи 8 членов ПБ, практически не участвовавших ни в обсуждении, ни в принятии решения, появились постфактум. Причём Кузнецов, Кунаев и Щербицкий как бы огораживаясь от решения, это обозначили, проставив даты 25 и 26 декабря. Отсутствует подпись Косыгина – говорили, он был болен. Нет серьёзных доказательств, что Косыгин возражал против ввода войск, хотя такая версия существует. Но сам факт, что столь ответственное решение принималось без участия Председателя Совета Министров страны (и что его виза не была даже post factum), также знаменателен. Наконец, нет подписи Пономарёва, хотя и в протоколе заседания он числится присутствующим».

(Из книги воспоминаний К.Брутенца «Тридцать лет на Старой площади»)

См. предыдущую публикацию дневников Анатолия Черняева: «Нам сейчас надо создавать «Великий Вьетнам». Все эти Лаосы и Камбоджи и прочие Филиппины объединять - Вьетнам со 100 млн. населением плюс Индонезия со 125 миллионами. Надо создавать Китаю серьёзный враждебный тыл». Что было в Кремле 4 февраля: в 1973 и 1978 годах.