Единственный оперный дом в братской соседней стране в этом году празднует юбилей — 85 лет назад, в далеком 1933-м, в Минске открылся первый на белорусской земле профессиональный музыкальный театр. Сегодня он, как и все эти годы, продолжает выполнять не одну важную культурологическую функцию — это и утверждение национального оперного репертуара, и пропаганда мировой классики, и создание современной оперы, и воспитание и творческий рост белорусских вокалистов, и приобщение самой широкой публики к прекраснейшему из искусств. Последнее театр реализует не только в столице — труппа нередко выезжает со спектаклями в другие города Белоруссии, имея в областных центрах республики свои филиалы.
Львиную долю афиши белорусского Большого составляет, как выражаются немецкие коллеги, «железный репертуар» — наипопулярнейшая и проверенная временем классика, главным образом итальянская, хотя и русскую здесь уважают. Некоторые даже в шутку называют его «театром имени Верди и Пуччини». Вот и юбилейный сезон дарит белорусским меломанам премьеры опер «Травиата», «Тоска» и «Богема». Представить новую версию душещипательной истории дамы с камелиями позвали латыша Андрейса Жагарса, другое, не менее слезливое парижское повествование доверили россиянину Александру Тителю, а огнедышащую драму наполеоновских времен отдали своему главному режиссеру Михаилу Панджавидзе, делающему «Тоску» на минской сцене уже во второй раз.
К одной из самых востребованных в мировом масштабе опер Пуччини театр обращается регулярно — и вновь решает «римскую» драму Викторьена Сарду весьма традиционно. Но это вовсе не означает, что спектакль получился неинтересным. Скорее, наоборот: не погрешив ни на йоту против партитуры и либретто, оставаясь полностью на территории Пуччини и Сарду, Панджавидзе рассказывает хрестоматийную историю сочно и увлекательно. И в этом высший пилотаж постановщика — зацепить зрителя не выкрутасами и заумью, а найти новые акценты, новые нюансы там, где, казалось бы, все давно исхожено и известно наперед.
Порадовал и музыкальный уровень исполнения. Дуэт Екатерины Головлевой (Тоска) и Станислава Трифонова (Скарпиа) — это настоящий оперный театр впечатляющего качества вокала и темпераментного проживания образов, с подлинной свободой певческого и актерского искусства.
Необыкновенно хорош и оркестр под предводительством итальянского маэстро Джанлуки Марчано. Мягкий и поэтичный в лирике, экспрессивный в драме, с качественными соло и стройными тутти, он демонстрирует не просто достойный европейский уровень, но дарит слушателям большие и искренние эмоции, послевкусие от которых ощущается еще долго после закрытия занавеса.
6 апреля 2018 г., "Культура"