Найти тему

Персонажи в планировании, или как понять своих пользователей

Оглавление

Давайте разберёмся, кто такие персонажи, как правильно их создавать и какие преимущества даёт использование этой концепции?

Что или кто такое персонаж?

Одна из главных трудностей любого проекта — угадать потребности пользователя, попасть в его боли или вкусы. Вряд ли удастся посидеть рядом с каждым юзером продукта, чтобы проанализировать, как он использует проект и с какими личными качествами человека это связано. Интервью с пользователями — это правильный метод, он даёт базу. Но то, как человек будет работать в системе, помогает отобразить концепция персонажей (в английских статьях вы встретите "persona").

Метод предложил и описал Алан Купер в 1995 году.

Под одним персонажем скрывается группа пользователей. У них совпадают цели, мотивы, восприятие ценности продукта, потребности и поведение в системе. У каждого персонажа свои особенности, и это помогает компании разрабатывать удобные пользовательские решения. Кроме того, персонажи облегчают общение с пользователями и добавляют конкретики в абстрактные требования. Они помогают команде разработчиков поставить себя на место пользователей.

Персонаж — это прототип пользователя, который имеет свои характеристки и специфически использует систему.

Персонажи — это придуманные пользователи, но фантазия основывается на эмпирических предположениях. Они основаны на данных о текущих или будущих пользователях системы. Их наделяют человеческим бэкграундом: дают персонажу имя, семью, работу, личные предпочтения, взгляды на жизнь и многое другое.

Для проекта разрабатывают сразу несколько персонажей, чтобы охватить всех потенциальных пользователей. У персонажа всегда есть имя и аватар, а вот детализация зависит от самого проекта или его части. В каком-то проекте хобби играет решающее значение, в каком-то упор делается на место жительства, поэтому нет чётких правил, насколько глубоко разрабатывать персонажа.

Когда используются персонажи

Персонажи появляются на всех этапах развития проекта:

  • на этапе ранней разработки для определения потенциальных пользователей и создании требований, согласно их ожиданиям;
  • в течение проекта персонажи позволяют сохранить фокус, чтобы не отклоняться от первоначальной цели.
  • во время разработки функции через персонажа оценивают удобство системы, простоту эксплуатации, понятность и прочее. Придумывают сценарии поведения, например: «Что сделает импульсивный персонаж «Алекс», если до страницы доната ему нужно добираться в четыре клика?» Персонажи помогают в оптимизации решений и услуг.

Концепция персонажей также подходит для тестирования альтернативных вариантов.

Персонажи в Scrum часто появляются в пользовательских историях, но это не единственная область применения. Их также можно использовать в:

  • управлении бизнесом,
  • техподдержке,
  • продажах,
  • тестировании,
  • рекламных кампаниях и маркетинговых планах.

В этом случае персонажей можно делить по группам: покупатели, посетители, подписчики и т. д.

Как создавать персонажей?

Персонажи создаются командами разработки.

  • Подбираются персонажи, характерные для проекта.
  • О них собирается информация, упрощается до универсальных рамок.
  • Персонаж получает имя, фото и свою историю.

Для оформления используется или профайл, или Persona Definition Document (PDD):

-2

Детализированный документ персонажа. Источник.

Должно получиться несколько разноплановых персонажей. Важно, чтобы вся команда живо представляла этих пользователей и понимала, как они потенциально могут (или не могут) использовать проект.

После того, как команда нашла своих персонажей, следующий шаг — внедрить их в разработку. Для этого разрабатываются User journeys — это карты, которые отражают всё взаимодействие пользователя с системой. Например, покупка в кассе самообслуживания:

-3

Пример user journey: leontwodesign.com

Работа с персонажами помогает оживить проект и сделать разработку направленной на человека, а не на создание системы как таковой. Это повышает уровень эмпатии команды и может повеселить разработчиков: путешествие выдуманного пользователя по продукту всегда вызывает ажиотаж и поднимает настроение. Персонажи веселее, чем анализ данных от целевых групп.