Решение Верховного Суда РФ от 18 октября 2018 года № АКПИ18-493 «О признании частично недействующими пунктов 1 и 7, подпункта 2 пункта 8 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 года № 30»
Предмет рассмотрения: признание недействующими положений нормативного правового акта.
Суть спора: Общество обратилось в суд с заявлением о признании недействующими положений Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 года № 30.
Решение суда: Верховный Суд РФ требования Общества удовлетворил частично.
Фабула дела:
Одним из видов деятельности Общества является обращение с ломом и отходами черных металлов. Указанный вид деятельности регламентирован положениями следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»);
- Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утв. Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 года № 30 (далее – Порядок);
- Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 года № 369 (далее – Правила).
Терминологические несоответствия указанных нормативных правовых актов послужили основанием для обращения Общества в суд о признании недействующими положения пунктов 1 и 7, подпункта 2 пункта 8, подпункта 3 пункта 12 Порядка.
Правовое обоснование:
1. Как указало Общество, Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ были внесены изменения в статью 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которыми понятие «использование отходов» заменено не совпадающим с ним понятием «утилизация отходов», из содержания которого следует, что термин Порядка «использование отходов» составляет лишь часть понятия, приведенного в ФЗ «Об отходах производства и потребления».
При этом соответствующие изменения в Порядок внесены не были (пункты 1 и 7, подпункт 2 пункта 8 Порядка)
2. В соответствии с подпунктом 3 пункта 12 Порядка приложением к Отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов является, в том числе, копии приемосдаточных актов о приеме лома и отходов черных и цветных металлов.
Форма приемосдаточного акта, установленная Приложением № 1 к Правилам, предполагает указание лома и отходов черных металлов в соответствии с классификацией, приведенной в ГОСТ 2787-75 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия» (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 26 декабря 1975 года № 4035) (далее – ГОСТ 2787-75), не соответствующей классификации, приведенной в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО);
3. Верховный Суд РФ, удовлетворяя требования Общества, отметил, что Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ в ФЗ «Об отходах производства и потребления внесены изменения, в том числе и в его статью 1.
Согласно внесенным изменениям в настоящее время обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Данным понятием как самостоятельный вид исключена деятельность по использованию отходов и включены виды деятельности по обработке и утилизации отходов.
4. В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» в действующей редакции утилизация отходов представляет собой использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В значение понятия «утилизация отходов» включено ранее действовавшее понятие «использование отходов», которое расширено повторным применением отходов (рециклинг, регенерация и рекуперация), в связи с чем оно фактически имеет более широкое правовое применение.
Употребление слов «использование» и «использованных» в оспариваемых предписаниях пунктов 1 и 7, подпункта 2 пункта 8 Порядка не соответствует действующему федеральному законодательству и порождает правовую неопределенность в их применении, в связи с чем данные нормы Порядка в оспариваемой части подлежат признанию недействующими.
5. Верховный Суд РФ также отметил, что требование подпункта 3 пункта 12 Порядка о включении в приложение к отчетности копии приемосдаточных актов о приеме лома и отходов черных и цветных металлов в полной мере согласуется с положениями нормативных правовых актов.
Довод административного истца о том, что данные акты не подтверждают передачу отходов по классификации, утвержденной ФККО, не имеет правового значения по делу, поскольку оспариваемая норма не содержит в себе указания о предоставлении приемосдаточных актов, заполненных по классификации ФККО.
Резюме:
Термины «использование» и «использованных», указанные в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (для субъектов МСП), не соответствуют действующим положениям ФЗ «Об отходах производства и потребления» и не подлежат применению.
В Форме приемосдаточного акта лома и отходов черных металлов указываются данные, соответствующие классификации по ГОСТ 2787-75.
Комментарий Центра:
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», начиная с отчетного периода – 2019 год. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства не имеет самостоятельного правового значения для целей соблюдения требований в области обращения с отходами производства и потребления.
С 1 января 2019 года необходимость оформления разрешительной документации, а также предоставления отчетности зависит от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в таблицах данных учета в области обращения с отходами (утв. Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года № 721) также используются термин «использование». Данное Решение Верховного Суда РФ может использоваться при заполнении соответствующих разделов данных учета в области обращения с отходами.
Материал для рубрики подготовил юрист Центра Зиновкин Никита