А давайте, я расскажу про одну интересную дорогу, которая уже без малого 75 лет продолжает существовать в тяжелейших климатических условиях нашего Заполярья.
Дальние зеленцы. Что стало с заброшенным институтом АН СССР в Заполярье?
Речь пойдет о небезызвестной немецкой дороге, которая носит название "Швабская дорога"(Scwaben Weg) и находится в Мурманской области на границе с Норвегией.
Осенью 1941 года после после того как немецко-финские войска выйдя к берегам Баренцева моря, пересекли границу СССР и заняли Печенгу(Петсамо) возникла угроза сдачи Мурманска.
Красная Армия сумела остановить стремительное продвижение войск противника уже на подступах к Мурманску. Немецко - финским войскам пришлось отступить и занять плацдарм в районе хребта Муста-Тунтури близ п-ва Средний и Рыбачий.
А дальше немцы начали строить глубоко эшелонированную оборону этого района, а по сути настоящую цитадель в скалах. Но для строительства линии обороны требовалась хорошая транспортная инфраструктура.
А в условиях когда зима длится 9 месяцев и полярная ночь более 40 суток, рельеф представляет собой сопки из гранита и тысячи озер - все это непросто.
Но немецкие инженеры из военно - строительной организации Тодта (эмблема организации - литеры "О" и "Т") за 1942-1943 год решили эту задачу и построили уникальную дорогу в Заполярье.
За два года было построено 36 километров дороги шириной в несколько метров с десятками капитальных мостов через многочисленные ручьи. Дорога пролегала вдоль укрепленных батарей, блиндажей, госпиталей, ДОТов и соеденила Печенгу (Петсамо) с хребтом Муста-Тунтури.
Помимо этой дороги была построена вспомогательная сеть дорог в районе п-ва Рыбачий и Средний для бесперебойного снабжения немецких войск на передовой линии фронта в Заполярье.
Дорога строилась двумя участками навстречу друг-другу, а место смычки обозначено выбитом в камне символом организации. Для строительства дороги на самые тяжелые и неквалифицированные работы привлекались советские военнопленные, в остальном же работы выполнялись немецкими строителями.
Боевые действия на фронте в Заполярье продолжались до 1944 года и с тех пор эта земля буквально напичкана тысячами неразорвавшихся минометных зарядов, гильз, светосигнальных патронов, пулеметных лент, банок из под норвежских консерв, ложек, лопат и касок как вдоль дороги, так и внутри погребенных огневых точек, батарей, санитарных частей.
Но одно неизменно - это дорога. Как и 75 лет назад она в фантастическом состоянии. Её не смогли разрушить ни во время войны, ни после когда здесь располагались дестяки военных гарнизонов, ни уже в наши дни, когда по этой дороге ездят "черные копатели" и путешественники.
И конечно, настоящая история. Благодаря тому, что до начала 2000-х годов здесь была пограничная зона и въезд осуществлялся только по пропускам, сюда не было массового туризма, многие укрепления времени ВОВ так и остались до настоящего момент не тронутыми, несмотря на то, что в советское время их пытались ликвидировать и зачищать, как впрочем и сотни килограмм неразорвавшихся боеприпасов.
Ведь стоит отойти на сотню метров от дороги и под ногами уже всё это...
Да, что уже говорить если даже спустя 70 лет в стороне от дороги бесхозно валялся даже остов немецкого "Хорьха", выпущенного в довоенные годы и служившего скорее всего штабным автомобилем.
Если вы соберетесь в Мурманскую область, обязательно найдите время посетить эти места боевой славы.
Как добраться? Очень просто - на немецкую дорогу можно попасть либо со стороны Печенги, преодолев брод через реку Печенга или с дороги Титовка - п-в Рыбачий.
Где найти советские БТР и гаубицы, израильские бункеры и подбитые танки?
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.
Подписаться на канал можно здесь
Также у меня есть канал в instagram и youtube.com