Найти тему

Пять (5) основных методов обучения методике работы онлайн преподавателей английского языка в ELN

Оглавление

В большинстве случаев учителя "что-то знают". Но все мы прекрасно знаем, что если кому-то начать рассказывать о том, что он и так знает, то есть риск, что человек решит, что он впустую тратит время (деньги). Это объясняет то, почему 1-м методом будет комбинация из

"TTT" и "if it ain't broke don't fix it

TTT это не только teacher talking time, но и test-teach-test. Вот второе как раз в основне первого метода. Учителю дают методическое задание (спланировать урок, решить как адаптировать то или иное задание для онлайн работы). Если всё ок, то - if it ain't broke, don't fix it. Дословно если, то "если не сломано, чинить не надо", то есть учителя не переучивают, если всё ок. То есть как не будут переучивать левшу писать правой рукой. Зачем? А вот если есть сложности, тогда далее идёт стадия teach, когда показывается одно или несколько работающих методов или решений. А потом делается контрольный практический замер, test, когда даётся похожее задание. И ожидается, что учитель его выполнит по аналогии, по схеме на стадии teach.

Обычно TTT особенно плотно задействуется на стадии обучения trainee tutors - учителей-стажёров. Для них последняя T (test) равна зачётной педпрактике.

Это объясняет, почему в ELN можно 1-2 раза в год заходить в гости "студентом-волонтёром" на 8-12 занятий.

Минутка Конфуция & Learning by Doing

Серьёзный нюанс: никого из учителей, если они уже работают, никто не одолевает вопросом: "А не научить ли вас чему-то?". Если от преподавателя нет запроса с конкретикой: "А что делать с таким-то материалом?" или "А как можно сделать N?", никто за ним или ней бегать не будет с уговорами вида "Скушай, заинька, яйцо диетическое". Это как пытаться кого-то "похудеть".

Нет вопросов - нет решений. Ну, почти как "нет человека - нет проблемы" )))
Нет вопросов - нет решений. Ну, почти как "нет человека - нет проблемы" )))

Рассказывать кому-то теорию, особенно во внерабочее время - дело неблагодарное. Учителю некуда теорию в обозримом будущем применить, денег за это не платят, получается, как педсовет для галочки. Обучение только по прямому запросу. Причём максимально конкретизированному.

ПРИМЕРЫ:

  • В учебнике Straightforward Upper-Intermediate в U3 relative clauses. Что с ними делать на уроке?
  • Ученик просит добавить job interview questions к Speakout Pre-intermediate. Какие материалы использовать? Как их лучше интегрировать?
  • Заканчиваем учебник Language to Go Upper-Intermediate. Какой учебник взять дальше?
  • Ученик не знает знаков транскрипции, уже B1+ / IELTS band 5.5, но в школе был испанский, что делать с произношением? Как лучше спланировать корректировочный фонетический спецкурс?
  • Какие есть в ELN LMS материалы для практики purpose clauses? Как их использовать?
  • Как обучать letter-writing, но так, чтобы в паре или мини-группе, и чтобы целые письма не писать, только на уроке что-то и через говорение или проговаривание?

Это реальные примеры из работы, которая "текучка". На какие-то из них ответить можно быстро, в рамках одной консультации. Некоторые при этом могут потребовать серьёзного вникания на пару-тройку недель.

Learning by Example

Тем не менее, учителям, кто задаёт вопросы, постоянно показывают, как и что можно сделать, а также рассказывают о том, какие нововведения (функциональность и учебные материалы) есть в системе с виртуальными классами. Каждую неделю какое-то количество материалов (learning objects) проходит QA (quality assurance) - контроль качества - и расшаривается на всех. Таким образом учитель может учиться создавать материалы по образцам. Также можно (по запросу) практически всегда в архиве уроков найти примеры уроков на интересующую тему и посмотреть, "что и как там точно до тебя коллеги делали".

Becoming a Student Teacher

Помимо этого у учителей есть возможность платно или бесплатно (в зависимости от нагрузки и интересов) посещать уроки коллег или ментора, учиться тому, как преподавать онлайн, будучи в "шкуре студента".

С одной стороны, это кажется методом неправильным, а с другой ... Можно сколь угодно долго рассказывать о том, как писать те же самые IELTS эссе, письма, выполнять задания на базе графиков, диаграмм и карт. А можно просто выполнить эти задания в роли студента, получить обратную связь, задать все вопросы, и потом по конспекту урока в будущем вести свои уроки "по образу и подобию", причём мега-ватрушка в том, что если у тебя потом возникают вопросы по этому уроку, то на них ответят бесплатно, плюс архивы все доступны 24/7.

Та же самая логика относительно методики проведения устных mock tests всей типов международных экзаменов, особенно FCE, CAE, СPE и IELTS: только побывав "по ту сторону баррикад" становится максимально понятно, каково студенту, когда учитель просит выполнить задание, объясняет правила, исправляет ошибки или даёт обратую связь.

Аналогично в случае спецкурсов, скажем, job interview training - можно долго распинаться о том, как именно должен студент отвечать на тот или иной высокочастотный вопрос. Но только самосоятельно ответив на все типовые вопросы, картинка складывается полностью.

Старшим преподавателям не превыкать "отвечать на вопросы в одиночку" в формате "тихо сам с собою веду беседу я" (например, 03/04.03.19 - на границе суток - у меня в вк смотрите вариации ответов на вопрос Would you like to be famous?), анализируя, что получись, делая выводы. А вот менее опытным учителям часто для таких "подвигов" нужна высокоэффективная комбинация из "волшебного пинка" и "обратной связи". Хотя все знают, что прежде, чем давать задание ученику, надо его выполнить его самостоятельно, делают это в процессе подготовки к урокам только самые ответственные Мальвины и Буратины.

JOB SHADOWING

Definition of “work shadowing” from the Cambridge Business English Dictionary © CUP
Definition of “work shadowing” from the Cambridge Business English Dictionary © CUP

Как следует из определения, одним из легитимных и высокоэффективных методов обучения любой практическо-направленной профессиональной деятельности будет "побыть тенью", то есть понаблюдать за тем, как работает более опытный коллега со стороны.

В контексте ELN это возможно в 3 вариациях:

  • побыть студентом (уже упоминалось выше)
  • задать вопросы (минутка Конфуция: "А как вы обучаете N?") и сделать по образцу
  • поприсутствовать в моменты планирования уроков и создания LO с живыми обсуждением (или послушать аудиозапись рассуждений, пример) - вот хоть сутками - было бы время и желание присутствовать в то время, когда это делается (единственный минус - бесплатно только с начальством в рамках trainee tutor training в удобное ментору время, с другими старшими преподавателями скайп-созвон, на котором они могут рассказать, как планировали урок по тому или иному развороту учебника - это полноценный урок, платно)

ВЫВОДЫ

Вообще - самое сложно, получается, это найти 1) силу воли, чтобы задавать вопросы без оглядки в сторону "что обо мне подумают" 2) время, чтобы учиться (в удобное время учёбу организовать сложно - в это время обычно платно занимаются те, кому английский нужен - учительские тренинги "ютятся" в перерывах и на прочих лавочках) 3) и силы, чтобы воплощать теорию на практике (не просто послушать и посмотреть, а спланировать уроки и провести их for real).

FAQ о занятиях онлайн английским в ELN + публикации об IELTS