В южных регионах страны бастуют перевозчики зерна. Пока масштабы забастовки сравнительно невелики, но если верить информации, распространяемой в соцсетях, протестная активность постепенно нарастает: к недовольным водителям присоединяются их коллеги из соседних регионов. Расширяется и география протеста, охватившего почти весь Южный федеральный округ.
Против чего выступают водители?
Водители зерновозов недовольны сложившейся на рынке ситуацией. Они жалуются на:
- Низкие тарифы на грузоперевозки. В последнее время перевозка зерна действительно подешевела, это связано с сезонными колебаниями спроса. B этом году снижение ставки стало для перевозчиков особенно чувствительным из-за подорожавшего топлива и роста цен на запчасти.
- Конкуренция со стороны серых перевозчиков. Бастующие водители рассказывают о своих недобросовестных коллегах, которые с помощью взяток «решают вопрос» весового контроля и ездят с трехкратным, а то и с четырехкратным перегрузом.
- Ужесточение контроля, и в первую очередь – весогабаритного. Всё больше АСВГК появляется на российских дорогах, всё чаще перевозчики получают солидные штрафы за перевес.
Последние два пункта могут показаться противоречивыми: казалось бы, перевозчиков, которые не ездят с перевесом, ужесточение весового контроля волновать не должно. Многие водители, однако, признаются, что грузят зерно сверх меры: в противном случае, утверждают они, работа просто не окупится.
«Дальнобойщики сами увеличивают прицепы, наращивают борты, загружают по 100 тонн, а потом обвиняют государство. Это как пить водку вместо молока и винить врачей в больной печени», - приводят «Известия» слова одного из перевозчиков.
Каковы их требования?
Интересно, что конкретных требований протестующие пока не выдвинули. Протест начался стихийно; он координируется с помощью социальных сетей. Протест поддержала ассоциация «Грузавтотранс»: её руководство обратилось к правительству с просьбой усилить весовой контроль и начать борьбу с коррупционными схемами на АСВГК.
Помимо усиления весового контроля перевозчики предлагают:
- Разделить ответственность за перевес между перевозчиком и грузополучателем. Это интересное предложение, реализация которого лишит «серых» перевозчиков единственного конкурентного преимущества.
- Избавиться от посредников (т.н. диспетчеров).
- Снизить нагрузку на перевозчиков – сделать дешевле топливо, понизить тариф «Платона». Это, безусловно, облегчит жизнь предпринимателей – но выглядит такое предложение весьма утопично.
Как реагируют власти?
По-разному. Официальных заявлений от первых лиц государства водители пока не дождались, зато два профильных ведомства – Минсельхоз и Минтранс – пообещали разобраться с проблемами перевозчиков. В начале февраля министерства подготовили совместное обращение к главам регионов с просьбой ужесточить весогабаритный контроль. Кроме того, Минсельхоз предложил ограничить субсидирование железнодорожных перевозок зерна.
Впрочем, не все чиновники восприняли забастовку всерьёз. Министр транспорта Ростовской области назвал протестные акции «брожением», а их участников – нелегалами. В Российском зерновом союзе отметили, что забастовка не оказала сколь-либо заметного влияния на рынок.
Чем всё закончится?
Одно из основных требований перевозчиков – усиление весогабаритного контроля – по всей видимости будет выполнено. До 2024 года в стране появится федеральная сеть АСВГК: в скором времени будет определен её концессионер. Однако на создание и отладку работы сети уйдут годы. Вполне возможно, что некоторые перевозчики просто не дождутся исхода «серых» игроков и обанкротятся раньше, чем федеральная и региональные сети АСВГК начнут свою работу.
Выполнение других требований сопряжено с гораздо большими сложностями. Например, тарифы на перевозку зерна могут вырасти, если весовой контроль будет ужесточен, но даже в этом случае сезонные колебания ставок никуда не денутся. Непонятно, каким образом водители хотят избавиться от посредников: вряд ли крупные поставщики зерна захотят расширять отделы логистики и работать с большим количеством индивидуальных предпринимателей. А для того, чтобы разделить ответственность между перевозчиком и грузополучателем, придётся вносить серьезные изменения в существующее законодательство; очевидно, что против них выступит огромное количество предпринимателей.
Поэтому рассчитывать на скорое выполнение требований бастующих не приходится. Вполне возможно, что власти всё-таки предпримут какие-то шаги навстречу перевозчикам – к примеру, сократят субсидии для ж/д перевозок зерна. Однако до тех пор, пока вес большегрузов не будет взят под строгий контроль на всех дорогах России, проблема конкуренции с «серыми» перевозчиками не решится.