Найти тему
Mankind

Надежда Ламанова

(1861-1941) Модельер, художник по костюмам, одевала императрицу Александру Федоровну и пролетариев, сидела.

Надежда Ламанова родилась в селе Шутилово Нижегородской губернии в семье обнищавшего дворянина, полковника Петра Ламанова. Окончила 8 классов Нижегородской Мариинской женской гимназии, после которых получила возможность преподавать географию в сельских школах. Однако двадцатилетняя Надежда решила во-первых, самостоятельно зарабатывать на жизнь, а во-вторых, получить более интересную ей профессию.

Переехав в Москву, она поступила на курсы кройки и шитья О. Суворовой, где проучилась два года, до 1879-го. В том же году Ламанова поступила работать в известную (там одевалась сама Мария Ермолова, актриса театра и кино) столичную мастерскую Войткевичей, где довольно быстро стала ведущей закройщицей.

Набив руку в качестве наемной работницы и, «обнаружив отменный вкус», Надежда Ламанова открыла свое собственное первое ателье, где работали 11 мастериц. По воспоминаниям современников, Ламанова была деспотичным модельером — она предпочитала добиваться идеальной посадки нарядов, драпируя и подкладывая ткань прямо на заказчице, что было более чем утомительно и занимало большое количество времени. Однако московские модницы были готовы терпеть что угодно ради блистательного наряда «от Ламановой».

В.Серов, портрет Надежды Ламановой
В.Серов, портрет Надежды Ламановой

Популярность «швеи из дворян», впрочем, как и ее небольшое предприятие, росла по экспоненте. Сначала многочасовые примерки терпели состоятельные купчихи и буржуа, затем — ярчайшие представительницы богемы и дворянства. Спустя четыре года после открытия штат ателье Ламановой вырос до 38 мастериц, а там и до трех сотен.

Друг Надежды Ламановой, издатель Георгий Леман-Абрикосов, писал в своих воспоминаниях: «Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у нее стало 300 мастериц. Насколько широк был размах работы Надежды Петровны, можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход ее — мастерская давала ей до 300 тысяч рублей в год, то есть, другими словами, по 1000 рублей в день!». Для сравнения: среднее месячное жалованье городского жителя в тот период составляло примерно 35 рублей.

Поскольку, помимо собственного ателье, Надежда Ламанова владела школой прикладных искусств, в Париж она ездила не только за тканями, но и за повышением собственной квалификации. Там она знакомится с коллекциями признанных мастеров моды. Так, например, одной из первых именно Ламанова оценила до скандально новаторскую для своего времени идею модельера Поля Пуаре — отказаться от корсетов.

В 1898 году энергичная, коротко стриженная Ламанова с манерами мальчика (так модельера описывали современники) получила звание поставщика Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны. В 1901 году Константин Станиславский пригласил Ламанову в Московский Художественный театр. Театральному костюму модельер посвятила в совокупности 40 лет, сотрудничая с театром Вахтангова и МХАТом. В ее костюмах ставили «Женитьбу Фигаро», «Зойкину квартиру», «Принцессу Турандот» и другие спектакли.

Визитное (в центре) и вечерние платья Александры Федоровны
Визитное (в центре) и вечерние платья Александры Федоровны

Наряду с новинками моды и искусства Надежда Ламанова дотошно изучает историю русского костюма. Эти знания пригодились ей во время подготовки к легендарному костюмированному балу в Зимнем Дворце в 1903 году, для которого Ламанова шила костюмы по эскизам художника Сергея Соломко. В 1904 году модельер стала поставщиком Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны.

После революции Надежда Ламанова осталась в России. В 1919 году она участвует в создании Мастерской современного костюма, а также в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности» и «Устава Сокольничьих советских учебных художественно-промышленных мастерских». Казалось бы, работа модельера получает логическое продолжение и развитие. Однако в том же году Надежду Ламанову сажают в Бутырскую тюрьму, при этом так и не предъявив обвинение. Через два месяца ее освобождают - помогла протекция Максима Горького, чья жена была клиенткой Ламановой.

Страница альбома «Искусство в быту», Надежда Ламанова в соавторстве с Верой Мухиной
Страница альбома «Искусство в быту», Надежда Ламанова в соавторстве с Верой Мухиной

С 1919 по 1924 годы Надежда Ламанова разрабатывает модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. Параллельно занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма. Второй раз крепкий бэкграунд в этой области оказывается как нельзя кстати. Наряды Надежды Ламановой получают гран-при международной выставки cовременного декоративного и прикладного искусства Art Déco в Париже.

С развитием кинематографа Надежда Ламанова начинает сотрудничать с Сергеем Эйзенштейном, Григорием Александровым и Яковом Протазановым. Она разрабатывает и шьет костюмы для фильмов «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Ревизор» и «Аэлита». Вплоть до 1941 года театральный и кинокостюм становится основным для Ламановой, впрочем, по воспоминаниям современников, от пошива на заказ она не отказывалась, в ее квартире стояли несколько манекенов, на которых то и дело появлялись новые платья.

Кадр из фильма «Аэлита», 1926 г. реж. Яков Протазанов
Кадр из фильма «Аэлита», 1926 г. реж. Яков Протазанов

В октябре 1941 года Надежда Ламанова скончалась от сердечного приступа, точные обстоятельства ее смерти неизвестны.

Автор: Ксения Золотарёва