Купить машину хотел очень-очень сильно, а на мои доходы в 1997 году купить что-то четырехколесное было почти нереально. Но тут подвернулся случай- сосед решил продать свой Заз-968м и просил он «всего» 3 миллиона неноминированных рублей. Пока я искал и занимал деньги, прошла деноминация и сумма превратилась в 3 тысячи.
И что же в итоге мне досталось? Белый «Запорожец» модели Заз-986М 1981 года выпуска с пробегом около 80 тысяч километров. Чтобы не переоформлять машину составили доверенность, пригнал машину домой и полез ее осматривать. Состояние авто при пристальном осмотре оказалось таким:
левое переднее крыло имело замаскированную ржавчину и явно было перекрашено, передняя подвеска- изношены втулки рычагов, просели торсионы, но не фатально, процентов на 50, ездить еще можно. Рулевые тяги с разборными шарнирами, люфт есть небольшой, можно поменять вкладыши. В передней части багажника под аккумулятором сильная коррозия, хорошо хоть не сквозная! Сам аккумулятор с виду не плохой, найденная маркировка показала, что ему всего два года. Бензиновая «печка» в рабочем состоянии- запускается. В багажнике лежит рычажный домкрат, пусковая рукоятка и баллонный ключ, металл прикрыт резиновым ковриком, «печка» и рулевой механизм закрыты пластиковыми накладками. Ближе к лобовому стеклу на полке расположен люк вентиляции кузова, а левее круглый воздухозаборник отопителя. Справа есть бачок омывателя с электронасосом.
Кузов местами подкрашен, в разных местах видны «рыжики». Днище крепкое, надо будет его дополнительно обработать и из салона и снизу.
В салоне стоит легкий запах «тормозухи» и бензина. В целом все в порядке- на полу резиновые полики, водительское сиденье слегка просижено. Переднее пассажирское есть, но лежит отдельно. Говорят, что без него удобнее, поклажи больше лезет. Ну что ж, проверим. Все сиденья и дверные карты обтянуты кожзаменителем серого цвета. Потолок обтянут обычным для того времени «дырчатым» материалом из искусственной кожи. На своих местах стоят противосолнечные козырьки и салонное зеркало с рычажком «день»-«ночь». Стекла в дверях опускаются и поднимаются, есть еще и треугольные поворотные форточки. Открываются двери изнутри крючками «как у Жигулей», запираются изнутри кнопками. На левой двери снаружи в кнопке есть замок. На этой же двери установлено наружное зеркало.
Приборная панель имеет спидометр, указатель уровня топлива, температуры масла, необходимые контрольные лампочки. Все работает, светится, горит, мигает! Спидометр только не работает, трос надо заменить, запасной отдали «впридачу». На панели есть еще выключатель габаритов, «аварийки» и вытяжней на два положения переключатель печки. Посередине панели есть пепельница, справа «бардачок». Переключатель «поворотников», света, дворников под рулем. Судя по виду он «Жигулевский». Внизу под панелью установлена небольшая, черного цвета, коробка. Это выход «печки». По центру кузова идет узкий туннель. На нем установлен рычаг КПП, стояночный тормоз и кнопка «подсоса». У меня «ручник» держит плохо, что-то там внизу надо подкрутить.
Педальный узел довольно удобный, места для ног хватает. Левая нога впритык к колесной арке. Педаль газа очень тугая, привод здесь тросом и на карбюраторе стоит мощная оттяжная пружина, иначе, говорят, дроссель обратно не идет.
Машина оборудована ремнями безопасности, у меня пассажирский вообще снят, а от водительского отрезали поясную часть, осталась лямка от плеча и застежка! Задних ремней здесь не предусмотрено.
На заднем сиденье удобно двоим, правому пассажиру так вообще красота т.к. переднее сиденье снято. По бокам ниши закрыты крышками, обтянутыми мягким кожзамом того же серого цвета. Под задним стеклом есть небольшая полка с покрытием из той же кожи. Сняв подушку заднего сиденья обнаружил две небольшие ниши по бокам, лючок, закрытый на винты, две старые фуфайки и много пыли. За спинкой сиденья виднеется бензобак. Дальше лезть не стал- вытряс пыль и положил все на место.
Колеса установлены «Жигулевские» 155/70, на боковинах есть трещинки, протектор изношен мало.
Лезу в моторный отсек. Здесь явно чего-то не хватает. Не установлены на место направляющие короба воздушного охлаждения и заслонки с термостатами. Бывший хозяин сказал, что от них толку нет, только мешают, но я их у него заберу и все поставлю на место, чтобы все было как положено. Справа от двигателя стоит запаска, слева горловина бензобака и немного пустого пространства. Здесь можно разместить инструмент, если немного доработать. Глушители стоят самодельные, отдельно справа и слева. А родной был один и к нему шли трубы, такой у нас не купить, вот и пришлось «колхозить». Шум выхлопа с такой переделкой более резкий и громкий.
Двигатель здесь стоит на 40 лошадиных сил, работает на 80-м бензине, запускается хорошо, тянет вроде бы нормально, сравнить-то мне не с чем! Со временем разберемся. Почему-то глохнет на холостом ходу, поработает секунд 20 и глохнет. Карбюратор нужно будет перебрать. Вижу на моторе следы масла, значит подтекает оно, это плохо. На задней стенке моторного отсека установлены комбинированные фонари: стоп-сигнал, поворотники, габариты, свет заднего хода, катафоты. Посередине номерной знак, а его подсветка встроена в бампер. Внизу есть отверстие для пусковой рукоятки.
В общем, машина мне досталась хотя и рабочая, но руки будет к чему приложить, заодно и опыта наберусь.
К сожалению, у меня не сохранились фотографии этой машины, поэтому все фото для статьи взяты из открытых источников в сети Интернет.
Продолжение следует.