Культовый фильм "Матрица" ворвался на экраны кинотеатров и в сознание людей с удивительной лёгкостью. Мысль, что наш мир - лишь виртуальная реальность, поражала воображение.
Ложки нет. Есть лишь набор сигналов, посылаемых компьютерной симуляцией. Одним своим воображением можно согнуть или разогнуть ложку.
Но солипсизм пошёл ещё дальше.
В солипсизме нет ложки. Впрочем, матрицы тоже нет. И вообще нет никакой реальности, кроме вашего сознания. Всё, что вы видите, слышите, чувствуете, пробуете на вкус - это лишь плод вашего воображение.
Материя? Реальный мир? Этого всего нет. Концепции их существовании, как и концепции их несуществования - тоже плод вашего воображения.
«Вы были вчера на семинаре у Рассела? — спросил Чарльз Хартшорн. — Я не смог придти».
«Да, — сказал Мартин Гарднер. — Это было восхитительно. Рассел пытался убедить Карнапа, что жена Карнапа существует, а тот не желал это признавать».
Конечно, философы не думают всерьёз о том, что ничего кроме них не существует. Однако перед людьми, только знакомящимися с философией, солипсизм обладает неким романтическим и весьма притягательным ореолом, из-за чего не очень уверенный в окружающем мире человек может даже сойти с ума.
Однако в книге «Преступление Габриэла Гейла» Честертона есть наглядный пример, как можно отвратить человека от безумия, вызванного приверженностью к солипсизму.
Гейла, поэта и детектива, обвинили в покушении на убийстве. Он привязал молодого человека к дереву и воткнул вилы возле его шеи так, что он не мог даже пошевелиться. Нашли и спасли человека только на следующий день.
Однако потерпевший отказался выдвигать обвинение и, более того, был весьма признателен Гейлу. Юноша был болен солипсизмом и склонялся к тому, что весь мир - лишь плод его фантазии. Гейл спас его от сумасшествия: привязанный к дереву, юноша осознал, что мир реален и не зависит от его разума.
Мы все привязаны к деревьям и пригвождены вилами, — сообщил Гейл озадаченной полиции. — И пока эти узы крепки, мы знаем, что звезды не падут с неба и горы не рухнут от наших слов.