Найти тему
Рисую словами

Моя юная мама, курсант лётной школы, Сергей Есенин и Весна

Мама рассказала это незадолго до своей смерти.

Весной 1944 года Нюре было 17 лет. Вместе с другими девчонками из своей слободы Клавой и Зоей её отправили учиться в город Азове на комбайнёра. Мужчины с фронта ещё не вернулись, комбайнёров в селе не было, вот и решили девчат подготовить.

На первомайские праздники учащихся отпустили на два дня, но негласно разрешили пропустить и третий день. Все разъехались по домам. Уезжала и Нюра с подругами. Из Азова до Ростова шёл пригородный поезд. На нём и поехали. Во время посадки обратили внимание на группу молодых ребят в военной форме, которые тоже собирались ехать этим поездом.

- Ой, какие ребята красивые! – воскликнула Клава, - И все похожи друг на друга!

- Это потому, что форма одинакова. Я знаю, это лётчики, - показала свою осведомлённость Зоя и предложила, - а давайте сядем в их вагон!

Клава сразу согласилась, и они направились вслед за группой военных.

Нюре тоже хотелось сесть в тот вагон, но её смущало то, что вход в соседний вагон совершенно свободен, а они будут ждать посадки вместе с военными.

- Там, наверное, и мест свободных не будет, вон их сколько много! Я иду в другой вагон, - сказала Нюра, и направилась в соседний вагон.

Девчонки не последовали вслед за ней. Когда это они ещё столько ребят увидят? Нюра заняла место у окна и когда поезд тронулся, обратила внимание какая необыкновенная красота за окном. Даже грязноватое стекло не скрыло свежую зелёную траву и цветущие одуванчики. Кое-где попадались деревья, которые тоже были в цвету.

Весна! Нюра мечтала о том, как закончится война, все будут работать, наведут порядок во всех сёлах и городах, и настанет хорошее время. Она представляла себя за штурвалом комбайна и, конечно, видела себя передовиком, намолотившим больше всех зерна за сезон.

Вдруг, её размышления прервал появившийся молодой человек в форме курсанта лётной школы. Именно в такую форму были одеты все молодые ребята, вошедшие в соседний вагон.

- У вас, видно, прекрасное настроение, вы смотрите в окно и улыбаетесь, - сказал он и спросил, - а можно я сяду рядом с вами?

Нюра смутилась. Конечно, ей хотелось, чтобы он сел рядом, но от смущения не могла вымолвить и слова, а только кивнула.

- Вы так на мою сестру похожи! – продолжил он, - Когда увидел вас на посадке, даже подумал, что это она. Вас как зовут?

- Нюра…

- Аня, значит? А её Вера зовут. Такая же, как вы. Только далеко она… За Уралом. А меня Михаил зовут. Я уже год, как из дома. Сначала учился в Нижнем Новгороде, а потом нашу лётную школу в Ейск перевели. Два месяца здесь. Сейчас в Ростов едем, будет лётная практика, и всё… на фронт отправляют. Надо фашистов добить. Ты же не возражаешь, что на «ты»?

- Не возражаю…

- Сколько тебе лет? Мне через месяц восемнадцать будет.

- А мне в декабре будет восемнадцать, - ответила Нюра.

- А ты куда едешь? – спросил. Нюра рассказала немного о себе, об учёбе, о своей слободе. А Михаил рассказал, что живёт в городе, но его бабушка и дедушка жили в деревне на Рязанщине, и он там бывал не один раз.

- Это в тех местах, где родина Сергея Есенина. Знаешь этого поэта?

Нюре имя Сергея Есенина ни о чём не говорило, и она в ответ лишь покачала головой.

- Что и никаких стихов его не знаешь? – удивился Михаил.

- Нет…

- Хочешь, я тебе их почитаю? – и он начал:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Он прочитал это стихотворение, а затем ещё несколько. Нюра была потрясена: столько он знает наизусть!

- Это вас в лётном училище заставляли учить?

- Да нет! В лётном училище мы совсем другое учим. Это ещё раньше. Мне нравится Есенин. А знаешь, каким простым он был? Деревенский парень, а такие стихи писал! Вот, рассказывали, как он с другом первый раз в Москву приехал. Рубаха длинная, подпоясанный, без штанов, в лаптях. И куда ты думаешь он пошёл сразу? В театр! Он много слышал о театре и очень хотел посмотреть. Друг не захотел на театр деньги тратить, ждал на улице, а Серёжа пошёл. И сразу ему актриса одна понравилась. Он быстренько написал стихотворение ей, подписал: «Сергей Есенин», и в контракте передал за кулисы. Актрисе стихотворение очень понравилось, и она велела найти Сергея Есенина. Поиски ничего не дали, так как искали его среди знатной публики, а к нему и не подошли. Актриса была прима, и она потребовала найти обязательно, иначе после второго антракта сорвёт спектакль. Тогда во время второго антракта всех зрителей попросили выйти из зала, а затем, запуская, спрашивали у всех: «Вы Сергей Есенин?» И вот Серёжа идёт.

- Вы Сергей Есенин?

- Я Сергей Есенин!

Серёгу схватили за рукав и потащили в гримёрную.

- И что? Он пошёл? Что надо было этой актрисе от него?

- Конечно, пошёл. Да и как было не пойти, если его крепко держали? Ну, и сам он был не против. А что надо было? Понятно, что. Понравились стихи, потом и сам Серёжа понравился. Говорят, с этой актрисы у него всё и пошло-поехало…

- Что пошло-поехало?

- Ну, Аня, ты такая недогадливая.

- Это ты выдумал? Или так и было? – засомневалась Нюра.

- Если кто и выдумал, то только не я. Может было так, а может, и не было. Никто не знает. О нём много чего говорят. А что правда, а что легенды никто не знает. А вот о другой актрисе, Августе Миклашевской, я сам читал, а значит, правда. Он её любил сильно и несколько красивых стихов ей посвятил.

- А она? Тоже любила? – Нюру заинтересовал столь необычный поэт.

- Она его тоже сильно любила, но не хотела быть с ним.

- Почему же, если любила?

- К тому времени Есенин считался, как он сам сказал «Разнеслась дурная слава, что похабник я и скандалист» Поэтому Августа Миклашевская не хотела с ним связываться, точнее, боялась. Она знала, что женщин у него было слишком много. Он легко завязывал знакомства и также легко бросал их. Вот Августа и не верила ему.

- Я думаю, что правильно делала, - сказала Нюра.

- Да, наверное, правильно.

Поезд подходил к Ростову. А так хотелось Нюре, чтобы эта дорога не кончалась. Уже выйдя из вагона и расставаясь, Михаил протянул свой блокнот и химический карандаш, попросил написать адрес. Нюра написала: «слобода Большая Крепка, дом на Дорошивке» За этим занятием её и застали подруги, вышедшие из соседнего вагона.

- Ну, тихоня, мы рядом сидели, и никто к нам не подошёл, а тебя в другом вагоне нашли, - сказали девчонки, когда они вышли из вокзала и направились на трамвай до Рабочего городка, откуда можно было уехать в их слободу. А Нюра всю дорогу до Рабочего городка, а потом до Большой Крепки думала о Михаиле и мысленно повторяла одно из стихотворений, рассказанное Михаилом. Удивительно, как могла она запомнить несколько куплетов, не записав их? А она запомнила. И помнила их долгие годы. Помнила и о Михаиле. Ждала, что напишет ей. Но писем не было.

Нюра закончила училище, но поработать комбайнёром ей не удалось. Вернулись мужчины и не оставили ей место на комбайне. За одного из них, Саньку, она и замуж вышла. С ним и прожила всю жизнь, троих детей родила. А на первой встрече спросила, знает ли он поэта Сергея Есенина?

- Нет, не знаю, - ответил он, - я вообще стихами не увлекаюсь. Но несколько стихотворений знаю. Вот, например: Пейте, пойте в юности, Бейте в жизнь без промаха. Всё равно любимая Отцветёт черёмуха.

- Так это и есть Есенин! – воскликнула Нюра.

- Та не знаю я поэта, это ребята на фронте часто рассказывали.

*******************************************

Нет уже моих родителей. Мама (Нюра) ушла 11 декабря 2007 года, а папа (Санько) ещё раньше, 25 апреля 1996 года.

Светлая память им! Может, т а м они встретятся?