Найти в Дзене
Kaplans_book_review

Донна Тартт - Маленький друг, 2002

Оглавление

Тэглайн: "Убийца - дво..!"

Что это

Это такая медитативная американская проза. Это жара под сорок, это семидесятые (и немножко - пятидесятые) годов XX века, это кусок истории одной не очень счастливой американской семьи и сильная детективная завязка. Наверное, в этой книге много автобиографического, не зря автор в свое время, будучи одного возраста в главной героиней, жила примерно в тех же широтах.

Это флэшбэки. Вообще Тартт - любительница флэшбэков - почти все повествование состоит из них, но, в отличие от многих других текстов, это не напрягает - просто с каждым очередным воспоминанием ты узнаешь лучше одного или даже нескольких героев.

Это книга о детстве. Человек, считающий себя формально взрослым не раз и не два отложит ее и будет вспоминать что-нибудь хорошее (или не очень), случившееся с ним лет десять, пятнадцать или двадцать назад. Потом он продолжит читать. Продолжит и уткнется в гору описаний. Нет, я понимаю, что создание атмосферы требует массы деталей, но в "Маленьком друге" местами получается, что за этими сочными и красивыми штрихами напрочь теряется сюжет и смысл некоторых сцен. Это не плохо, это просто такой авторский стиль, но, к нему нужно быть готовым, беря в руки любую книгу Тартт.

А еще эта книга - самое большое мое читательское разочарование.

Для кого

Почти Для всех. Это можно читать подросткам, это можно читать взрослым. Детям - не стоит. Фэнтезиманам будет полезно, но они не станут.

Это категорически нельзя читать тем, для кого сюжет и его завершенность - священная корова или около того. Даже для меня, сюжетофилией не страдающего, окончание книги стало неприятным сюрпризом.

Любителям детективов - с осторожностью.

Что хорошо

Атмосфера. В нее погружаешься с самых первых страниц благодаря обилию тех самых деталей, на засилье которых я сетовал чуть выше.

Герои. Вернее, героини. Все они живые, при том, что их в книге не одна и не две, а чуть ли не десяток, и каждая - даже наименее значимая, прописана достаточно хорошо.

Дети. Они веселые. У них есть проблемы, и они пытаются их решать в меру своего детского разумения и возможностей. Иногда - даже успешно.

Описание социального неравенства и его последствий. Замечательные яркие психопатические стереотипные "реднеки" противопоставлены представителям относительно нестереотипной "хорошей семьи".

Проблемы чернокожего населения в южных штатах. Причем, автору важны даже не собственно проблемы, а отношение к ним всех присутствующих в книге героев. Чего стоит одна домработница семьи Клив, расставание с которой означает для детей больше, чем фактическое "отсутствие" отца.

Что плохо

Мальчики, которые ведут себя так, как - автор считает - должны вести себя мальчики. Может, я, конечно, не совсем правильный мальчик в свое время был, но описанное в "Маленьком друге" иногда заставляет думать, что герой мужескаго пола получается у Тартт из героя-девочки путем простого переодевания из юбки в брюки, и наложения стереотипа "все мальчишки - инфантильные воображалы независимо от возраста". Мое мнение: девочки у автора выходят куда убедительнее. Особенно четко это будет видно в "Щегле", где описание внутреннего мира героя-подростка-в-штанах будет занимать чуть ли не половину текста книги.

Открытая концовка. Знаете, какой первый запрос вылезает в Гугле при вводе фразы "Маленький друг"?

"Маленький друг, кто убил Робина?"

А никто не знает. Даже автор. А это тот самый вопрос, который я очень хотел бы задать ей при личной встрече, буде таковая состоится. И, думаю, не только я.

В сухом остатке

Это обязательно нужно читать, этим обязательно нужно проникаться, окончание книги нужно пережить, решить для себя - кто же мог убить Робина, и вспоминать эту книгу с теплотой, легкой грустью и разочарованием.

Вместо этого можно читать

Для детей и примкнувших к ним: "Приключения Тома Сойера" Марка Твена, "Воспоминания воображаемого друга" Мэтью Грина, "Убить пересмешника" Харпер Ли.

Любителям классики: "Пойди поставь сторожа" Харпер Ли.

Если хочется поостросюжетнее: "Дремлющий демон Декстера" Джефри Линдсея.

О книге на сайте издательства Корпус