Найти тему

Жертва и абьюзер. Единство противоположностей

Тема эмоционального насилия, его видах и формах вещается сейчас со всех сторон. И хотя лично мне не очень нравится подход, делящий людей на бедненьких жертв и страшных абьюзеров, но чтобы выйти из этой двойственной парадигмы, необходимо прояснить то, что часто игнорируется.

Начнем, пожалуй, с жертв. Как стать идеальной жертвой? Следует соблюсти несколько условий:

  • Не чувствовать себя и своих границ. Единственным хорошим маркером того, что происходит что-то травмирующее для вас, являются эмоции. Эмоции  — это естественный механизм, служащий нам для ориентирования в реальности, только проблема в том, что у многих людей этот компас либо выключен, либо работает с перебоями из за особенностей развития. Решить эту проблему поможет курс психотерапии, но в любом случае, если вам плохо, следует отдалиться от ситуации или человека и на свежую голову подумать почему.
  • Отсутствие навыка защиты своих границ. Данный навык заключается в реалистичной оценке ситуации и выработке решения, как действовать. С точки зрения наших биологических особенностей, при возникновении стрессового фактора организм решает либо бежать (реакция избегания), либо бороться (реакция действия), либо притвориться мертвым (реакция замирания). Чем больше у вас навыков, позволяющих прорабатывать разные ситуации, тем более безопасно и уверенно вы себя чувствуете.
  • Наличие непрожитых эмоциональных травм. Это отчасти перекликается с первым пунктом, поскольку в месте травмы граница нашего Я отсутствует. Это можно сравнить со смешной ситуацией. Допустим, стоит человек и раскидывается какашками. Мимо идут люди, какашка прилетает в них, они злятся (надевают на себя защитный панцирь) и дистанцируются. Человек с похожей детской травмой во первых, не может защититься злостью и чужая какашка прилетает прямо в его Я, гниет и вызывает острую боль,  а во вторых, он не отходит эмоционально и физически, а наоборот, приближается в попытке выяснить отношения. Тем самым оказывается в полном *овне.

Что касается абьюзеров, то в сущности своей, они мало отличаются по своим проблемам от жертв. Просто они занимают противоположный полюс. Раз за разом сталкиваясь в своем раннем детском опыте с немотивированной агрессией они уяснили лишь одну стратегию — «если я не хочу быть в позиции жертвы, то мне стоит самому стать агрессором». Все эти стратегии достаточно похожи в своих причинах, но отличает их одно — одномерность мира, наличие в мировоззрении человека двух цветов «черного» и «белого», нежелание воспринимать себя и окружающих полноценно, вне узких рамок.

Выйти из данного жизненного сценария помогает новый опыт, в котором не будет деления на хороших и плохих, жертв и агрессоров, спасателей и судей, но будет присутствовать принятие другого, уважение к его ценностям и мировосприятию, прозрачность и открытость во взаимодействии. Получить такой опыт и изменить подходы и стратегии в жизни помогает долгосрочная психотерапия, в которой сначала идет осознавание своих собственных черно-белых полюсов, трансформация представлений о себе и других, а также закрепление новых, здоровых моделей взаимодействия.