Возможно, самое главное изменение, которое произошло в жизни всех людей за последние тридцать лет – это свобода выбора своего дела. И чем дальше, тем больше этой свободы у нас будет. Лет 500 назад, если вы родились в семье кожевенника, у вас не было выбора – вы должны были стать кожевенником. Если в семье короля – вы однозначно будете королем. А если вас убьют раньше – вы умрете принцем. Пространство возможностей было очень небольшим. Строго говоря, у вас было только две опции: можно было стать хорошим кожевенником или плохим.
Сейчас даже если вы работаете наемным работником в бюджетной организации, у вас всегда есть выбор. Вы в любой момент времени можете сменить работодателя, город, вид деятельности, вид отношений с работодателем.
Если вам не нравится ваш работодатель, но вы не уходите от него – это ваш собственный выбор и не более того.
То есть вот эта свобода сменить человека, который платит вам деньги – на мой взгляд, именно это является главным признаком бизнеса.
А не то, что у вас нет начальника или что вам принадлежат средства производства.
То есть при всех внешних признаках бизнеса кожевенник в Праге пятнадцатого века имел меньше свободы, чем учитель в России 2019-го года (надеюсь, вы не среагируете на этот набор триггеров – «свобода», «учитель», «Россия», «2019»).
Все зависит от того, какую историю вы себе рассказываете.
Например, если вы бюджетник и вы рассказываете себе историю о том, что вы отдали свою жизнь государству и оно может им распоряжаться, как ему заблагорассудится – так оно и будет. И в случае, если государству заблагорассудится распорядиться вашей жизнью так, что вам это не понравится – вы ничего не сможете с этим сделать. Потому что вы же уже отдали свою жизнь и от вас больше ничего не зависит.
Если вы наемный менеджер, вы отдаете свою жизнь компании. И когда компания после двадцати лет безупречной вашей работы выкидывает вас на улицу во время очередного кризиса – вы опять же не можете ничего с этим делать. Более того, вы не можете даже посетовать на жестокость компании. Не можете обвинить ее ни в чем – ведь это вы отдали ей свою жизнь. И никто, кроме вас в этом не виноват.
Но если вы начинаете рассматривать себя как бизнес, у вас появляется выбор. У вас есть продукт – та работа, которую вы делаете. И есть потенциальные клиенты – в том числе государство, компании и другие люди.
Конечно, у вас появляются и конкуренты, которые борются с вами за этих потенциальных клиентов. Но вы начинаете думать о том, чтобы найти лучшего клиента и продать ему свой товар как можно дороже.
Как можно продать ваш товар дороже?
Повысив его ценность, конечно.
Что может повысить ценность работы, которую вы делаете?
Например, вы можете научиться делать свою работу лучше. Или научиться делать другую работу, которая ценится выше. Вы можете изменить воспринимаемую ценность в глазах клиента – за счет рекламы и пиара. Масса вариантов.
Давайте посмотрим, как выглядит самое страшное, что может случиться в жизни наемного работника. Увольнение. Это полное крушение всех надежд. Это разорение, невыплата кредитов, очень часто – разрушение семьи. Утрата смысла существования.
Что такое увольнение для человека, который считает себя бизнесом. Один клиент отказался от ваших услуг. Какой вывод? Ищем следующего клиента, попутно анализируем причину увольнения, чтобы ситуация не повторилась.
Как только вы начинаете смотреть на своего начальника, как на клиента, ваши отношения сразу меняются. Скажем, если ваш начальник вам не нравится, вы можете только уволиться. А если вы считаете вашего начальника своим клиентом, вы можете его уволить, взяв другого клиента. Чувствуете разницу?
Изменив историю, которую вы рассказываете себе о самом себе, вы полностью меняете все.
Я понимаю, что большинство моих подписчиков – творческие люди. Как это относится к вам? Самым непосредственным образом.
В 2019-м году, если вы занимаетесь творчеством, вы не можете не понимать, что вы занимаетесь бизнесом. Прошли те времена, когда писатель полжизни добивался членства в союзе писателей, а дальше все в его жизни происходило более-менее автоматически.
Сейчас, если вы не умеете продать рукопись – будете всю жизнь торговать своим вдохновением.
Рукопись можно продать дешево и можно продать недешево. Вдохновение всегда стоит копейки.
Никогда, братцы, никогда у творческих людей не было таких возможностей, как сегодня. Но обратная сторона возможностей – необходимость.
Сегодня творцу необходимо уметь себя упаковывать, рекламировать и продавать.
Те, кто это умеют – добиваются феноменальных результатов.
Впрочем, для тех кто не умеет, тоже есть отдушина. Можно пойти в фейсбук и пожаловаться на… скажем на то, какое говно опять написал автор бестселлеров и снял первый канал.
Обнимаю,
ваш Молчанов
ЗЫ. Если у вас нет истории – у вас нет бизнеса. Наш «Сторителлинг для бизнеса» - это выстраивание досконально проработанной, увлекательной и эмоциональной истории вашего бизнеса.