Спортивные автомобили двигатель прогресса и показатель технической продвинутости автопроизводителей. На заре становления автопромышленности СССР, когда наши машины были по сути копиями американских, говорить о каких то значимых достижениях в автоспорте не приходилось. Но даже в таких условиях, специалисты молодого Горьковского завода в конце 30-х годов, смогли построить оригинальный гоночный автомобиль под названием ГЛ-1 (расшифровывается как "Гоночная Липгарта", А.А.Липгарт - главный конструктор ГАЗ с 1933 по 1951 год), который смог побить несколько союзных рекордов.
Все началось с того, что советский летчик Михаил Громов, который на ряду с Валерием Чкаловым выполнил беспосадочный перелет в Северную Америку, привез из США подаренный ему Cord 812. На этом автомобиле в 1938 году ему удалось побить рекорд скорости, достигнув показателя в 141 км/ч. Для имиджа страны такое было не допустимым и в том же году ГАЗу было поручено создать первый советский заводской гоночный автомобиль. Стоит отметить, что гоночные машины строили в СССР и раньше, но силами энтузиастов или небольших спортивных клубов.
Всего было построены две машины. Ранний вариант полностью базировался на агрегатах серийного ГАЗ-М1. Двигатель подвергся серьезной доработке: поршни и шатуны тщательно отбирались и шлифовались, впускной и выпускной коллектор полировались для уменьшения сопротивления газам. Коленвал выбирался максимально легким, а затем полировался для уменьшения трения. Совместно с новой ГБЦ, мощность мотора удалось увеличить до 65 л.с.
Рама и подвеска использовались стандартные. В то время в СССР рекорды устанавливались исключительно на скорость, кольцевые соревнования, где нужна хорошая управляемость не проводились. Кузов создавался с учетом достижений в аэродинамике: заостренный длинный нос, за которым следовал двухместный салон с низким ветровым стеклом и широкая задняя часть создавали минимальное сопротивление воздуху.
В мае 1938 года ГЛ-1 впервые представили публике. На соревнованиях в Киеве автомобиль показал максимальную скорость в 143 км/ч, что всего на 2 км/ч больше, чем заводской Корд Громова. Стало понятно, что с маломощным мотором от М-ки, серьезных рекордов добиться не удастся.
Работы над второй версией машины начали с поиска нового двигателя. В 1937 году Советский Союз как раз закупил лицензию на производство американского мотора Dodge D5. Серийное производство этого агрегата под названием ГАЗ-11 началось в 1940 году и именно его выбрали в качестве основы для будущего мотора ГЛ-1. Агрегат объемом 3,5 литра и с заводской мощностью 76 л.с. был также подвергся модернизации. Была установлена алюминиевая головка блока цилиндров и второй карбюратор, мощность увеличилась до 100 л.с.
Рама осталась прежней, но кузов тоже немного изменился, он стал уже и вмещал только водителя. Переднюю облицовку позаимствовали от ГАЗ 11-73, но самое главное добавили приземистый обтекатель с узком окном спереди.
В сентябре 1940 года на родине автомобиля, состоялись соревнования на которых ГЛ-1 установил новый всесоюзный рекорд скорости для автомобиля - 161,8 км/ч. Это был первый успех, который был крайне необходим для специалистов Горьковского автозавода, появилась уверенность в собственных силах и желание двигаться дальше.
Конечно на фоне мировых достижений рекорд скорости СССР смотрелся блекло, но то было только начало. Сразу же в конце 1940 года, начинается работа над следующим вариантом ГЛ-1 с доработанным кузовом и более мощным мотором. Но планы изменила война, проект был закрыт. К сожалению до наших дней не уцелело ни одного экземпляра ГЛ-1.
Друзья, поддержите лайком и подписывайтесь на канал! Делитесь в соцсетях, ведь не каждый знает о такой редком машине.
Читайте также: Неизвестные вездеходы ГАЗ, которые не пошли в серию