Долгие годы периодически возникали вопросы о том, нужен ли электропоезд сообщением Липецк - Воронеж или нет, при наличии хорошо налаженного автобусного сообщения.
Если говорить кратко, то: нужен, но только при грамотно составленном расписании с чётким пониманием того, для кого этот поезд предназначается в первую очередь. В остальных случаях - нет.
История вопроса
Начиная с 90-ых годов, прямой пригородный поезд на участке Липецк - Воронеж назначался, как минимум, трижды, и его постоянно отменяли. В девяностых и нулевых основной причиной отмены являлось слишком долгое время хода поезда - порядка 4 часов со сменой головы на станции Грязи Воронежские. При этом автобус от липецкого автовокзала до ЦАВ Воронежа (центральный автовокзал в Воронеже) мог свободно доехать за пару часов. Разумеется, при схожей цене на проезд в электричке и автобусе, люди предпочтут последний вариант.
В 2013 году на Юго-Восточной ЖД наконец-то пришло озарение в плане времени хода поезда, и был назначен поезд сообщением Липецк - Воронеж, который сначала ходил 2 часа 45 минут, затем, после отмены значительной части остановок - и вовсе стал ехать едва более 2 часов, составив здоровую конкуренцию автобусам.
Точнее, так думали железнодорожники, что они составили им конкуренцию, однако, время отправления из Воронежа - в 7 утра и из Липецка в 6 вечера - не было нужно абсолютно никому (спрос на электричку был только из Липецка по воскресеньям - там 4-вагонный поезд заполнялся практически полностью, а после Усмани и вовсе приходилось стоять). В итоге, спустя 4 месяца после назначения, поезд был вновь отменён. Причина крылась в том, что при назначении поезда, железнодорожники решили пойти по пути наименьшего сопротивления - выгнать поезд из депо с утра, а вечером - отправить поезд обратно в депо, не учитывая спроса у населения.
Для кого этот поезд нужен?
Для студентов, которых в Воронеже учится весьма приличное количество, и у которых ещё есть право проезда в полцены (в автобусах льгот нет). В непосредственной близости от железнодорожных станций/платформ находятся студенты ВГМУ (мед), ВГАУ (СХИ) и ВГЛТА (лестех), возможно, ещё каких-то воронежских вузов. Им только будет за счастье уехать быстро и дёшево (например, с Воронеж-1 до Усмани можно свободно доехать за час). В час пик уехать на том же автобусе весьма проблематично, можно и в пробках на добрый час-другой застрять (автор этих строк как-то раз попытался уехать в пятницу вечером из центра Воронежа в Сомово - ушло всего лишь два часа, за которые можно было до Липецка доехать).
Поезд весьма понадобится и тем, кто хочет доехать до Дивногорья или Рамони. При умелой подвязке электричек, можно организовать поездку из Липецка в Дивногорье и Рамонь. Тем более, по субботам в летнее время у воронежских властей поезд до Дивногорья заказан, а до Рамони - по субботам круглогодично.
Шопоголикам, которым надоело уже в Липецке закупаться и они хотят уехать куда-нибудь в другое место (например, в воронежский сити-парк Град, который постоянно рекламируют в том же Липецке) - электричка тоже сгодится. Особенно тем, кто едет с маленькими детьми (если им ещё право бесплатного проезда не урезали).
Что предлагает автор?
Назначить следующие поезда, которые, по моему мнению, будут весьма востребованы у населения:
6009 Воронеж 1 - Липецк, отпр. 17.15, приб. 19.30 по ПТ, СБ (перед электричкой Воронеж 1 - Рамонь). По пятницам - для вывоза студентов и рабочих, по субботам - для вывоза людей из Града и Дивногорья;
6010 Липецк - Воронеж 1, отпр. 6.50, приб. 9.05 по СБ (перед проходящим мимо поездом Череповец - Анапа) - для отправки населения в Град (через Берёзовую рощу) и Дивногорье;
6012 Липецк - Воронеж 1, отпр. 17.30, приб. 19.45 по ВС - для отправки студентов и рабочих в Воронеж. Приблизительно с таким графиком и именно по ВС у студентов этот поезд в 2013 году пользовался популярностью.
Остановки для вышеуказанных поездов - Дрязги, Усмань, Графская, Углянец, Отрожка, Берёзовая роща, как в прямом, так и в обратном направлении. Без заезда в Грязи Воронежские, так как из-за него время поездки сильно возрастёт. Время хода так же реальное, в 2013 году за 2 часа 15 минут электричка Липецк - Воронеж укладывалась без особых проблем.
Под пока что несуществующий поезд 6010 имеется автобус 34 в Воронеже, который повезёт людей прямиком в Град. Оттуда же можно отправиться обратно.
Эти поезда с указанным выше графиком должны иметь максимально возможный спрос среди населения и являться прибыльными, как для липецких и воронежских властей, так и для перевозчика. Времени для посещения Воронежа с его окрестностей для подавляющего большинства липчан по субботам должно быть достаточно.
По крайней мере, я так считаю, исходя из маятниковой миграции жителей Липецкой области в Воронежскую и наличия существенного спроса как такового.
А как считаете вы? Нужно ли трясти власти Липецкой и Воронежской областей на назначение данных поездов с вменяемым расписанием или всё же не стоит?