Найти тему

Лучшие чешские комиксы 2018 года. Часть 1

На прошлой неделе в Чехии на церемонии вручения премии Muriel были названы лучшие комиксы и графические романы 2018 года. В большинстве номинаций победил иллюстратор и сценарист Войтех Машек (Vojtěch Mašek).

Войтех Машек. Foto: Činoherní klub
Войтех Машек. Foto: Činoherní klub

Пожалуй, я коротко расскажу здесь о двух его книгах, которые были признаны лучшими в разных категориях, но сразу оговорюсь, что книги эти я в руках не держала, видела только фрагменты из них и читала рецензии. Так что давайте пока ограничимся пересказом сюжета и теми особенностями комиксов, на которые обратили внимание критики. И еще одно замечание — обе эти книги поглощающие и мрачные, так что если у вас прекрасное настроение и вы очень впечатлительны, то подумайте, стоит ли вам читать дальше.

Войтех Машек и Марек Шинделка на вручении премии Muriel
Войтех Машек и Марек Шинделка на вручении премии Muriel

В номинации «Лучшее графическое воплощение» победила книга «Святая Барбора» (Svatá Barbora), которую Машек создал вместе с иллюстратором Мареком Покорным и уже известным нам Мареком Шинделкой (помните, я рассказывала о его романе «Усталость материала»?). Сюжет книги основывается на реальных событиях. В 2007 году в небольшом городке Куржим (что в Южной Моравии, недалеко от Брно) произошла жуткая история, которая всколыхнула всю Чехию. Новоиспеченный отец пытался настроить видеоняню, вместо этого поймал сигнал из соседнего дома и увидел на экране телевизора связанного обнаженного мальчика, лежащего на полу. Полиция арестовала мать мальчика, а детей (двух братьев и сестру) отправила в специальный реабилитационный центр. Однако тринадцатилетняя Аничка из этого центра сбежала, и постепенно выяснилось, что она не только не является сестрой этим двум братьям, но более того — ей тридцать лет, и зовут ее вовсе не Аничка, а Барбора Шкрлова. Нашли Барбору уже в Норвегии, где она выдавала себя за тринадцатилетнего Адама.

Барбора Шкрлова. Foto: denik.cz
Барбора Шкрлова. Foto: denik.cz

Во время расследования выяснилось, что к издевательствам над детьми причастна не только их мать и Барбора, но еще несколько человек. Существовало несколько версий (что это религиозная секта или группа, снимающая детскую порнографию), но ни одна из них не подтвердилась, и вообще точное количество преступников и их мотивы так и не были выяснены до конца. Барбора Шкрлова сначала была осуждена на пять лет, но вскоре ее отпустили под поручительство общества «Соломон» (организации,выступающей «вподдержку независимого правосудия», куда, кстати, входит и писательница Ленка Прохазкова). Деятели общества считают Барбору жертвой, а не преступницей. Сейчас Барбора находится на свободе, живет под другим именем и наблюдается у двух психиатров.

В книге комиксов «Святая Барбора» молодая журналистка Андреа получает задание написать — спустя несколько лет — статью об этом случае. Она поглощена расследованием, забывает о своей личной жизни. Одна из стен ее квартиры превращается в карту, на которую наносятся имена и события, имеющие отношение к этому делу. Каждый новый факт опровергает предыдущую версию и вызывает новые вопросы. Андреа теряется в лабиринте этого дела, но не может остановиться и прекратить поиски правды.

Одна из страниц комикса "Святая Барбора"
Одна из страниц комикса "Святая Барбора"

Комикс делался шесть лет, и в процессе его создания авторы отказались от идеи восстановить ход событий, сосредоточившись скорее на том, почему куржимский случай привлек такое внимание журналистов и широкой общественности. «Кто менее нормален?задается вопросом Марек Шинделка. — Люди, которые издеваются над детьми, или люди, которые смотрят на это по телевидениюи пытаются разобраться во всех подробностях увиденного ими несчастья. И мы были такими людьми. В какой-то момент мы решили посвятить книгу именно вот этому вуайеризму, этому коллективному подглядыванию».

Еженедельник Respekt назвал комикс «Святая Барбора» исключительным — «не только с точки зрения сюжета, но и — особенно — с точки зрения художественного воплощения. Читателю предлагается детективный графический роман в скандинавском духе, с присущей ему мрачностью и параноидальностью».

 Обложка комикса "Святая Барбора"
Обложка комикса "Святая Барбора"

Ну, а про вторую книгу давайте я в следующий раз расскажу.