В середине 60-х, столичный автомобильный завод МЗМА (в будущем АЗЛК) находился на пике своего развития. Новую модель запускали в производство каждые 5 лет, и большие партии машин шли за рубеж.
Быстро освоив выпуск 403-го, уже через год заводчане поставили на конвейер Москвич-408. А спустя ещё несколько лет, то есть в 1967 году, советские граждане узнали, а кто-то даже и смог купить Москвич-412.
В принципе, на этом можно было бы остановиться, и передохнуть. Но тут случилась довольно неприятная для московского завода вещь. Был подписан договор с Fiat, а в Тольятти уже начата стройка нового предприятия.
Fiat 124, который теперь стал ВАЗ 2101, входил в тот же класс, что и Москвич-412. Вот только технически, да и в плане комфорта, "копейка" превосходила своего конкурента из златоглавой.
Тогда, на АЗЛК решили приступить к разработке принципиально новой модели, которая была бы на порядок лучше Жигулей, но подешевле горьковской "Волги".
Так и началась история серии 3-5.
Первые неудачи и конфликт поколений
Уже в 1967 году был изготовлен первый прототип, получивший индекс 3-5-2. Вслед за седаном появился и универсал 3-5-3, а так же ещё один седан, который отличался от первого элементами отделки.
По сути, все эти машины были удлинёнными версиями 408-го Москвича. На копировании предыдущих разработок настаивал главный конструктор завода Андронов. Это даже стало причиной конфликта с его более молодыми и прогрессивными коллегами, которые иначе видели будущий автомобиль.
В результате прений, с АЗЛК ушёл дизайнер Игорь Зайцев, а прототипы успели морально устареть ещё до начала испытаний.
Совсем другое дело
Новый образец (3-5-5) разработали в 1972 году. Он отличался гораздо более современным дизайном, да и смотрелся гармоничнее, надо признать. Автомобиль даже смахивал на свежую модель BMW 5-й серии, которую запустили в тот же самый год.
Но и типичные черты прошлых Москвичей так же активно просматривались, начиная от оформления боковин, и заканчивая передком. На машину поставили улучшенную механическую коробку передач, гнутые боковые стёкла и хотели оснащать моторами повышенного объёма, вплоть до 1,8 литра.
Отдельные детали этого автомобиля потом перекочевали на Москвич-2140, а в 1975 году был собран последний представитель серии, с индексом 3-5-6. Ему полностью переделали салон и поставили автоматическую трансмиссию от компании Borg-Warner.
Ходовой макет покрасили в зеленый цвет. Под капотом, как раз стоял двигатель объёмом 1,8 литра, мощностью 103 л.с.
Но, пока на заводе разбирались в тонкостях дизайна, и дошли до финального образца, даже он уже успел устареть. Расстроившись, но не опустив руки, москвичи решили начать всё с нуля и стали работать над серией C, из которой и получился потом Москвич-2141.
Советую посмотреть:
ИЖ 14 – конкурент «Нивы», который появился раньше, но проиграл.
Москвич "Арбат" - последний минивэн АЗЛК с салоном-трансформером, из 1987 года.
Москвич «Тонник» - микроавтобус из модели 2141, который хотели собирать в Братиславе и Саратове.
Друзья, блог "Зато не в кредит" возвращается! Каждый день я пишу о народных автомобилях - интересно и полезно. Чтобы не пропустить новые статьи, можно подписаться на канал.