По происхождению израильтянин, он несколько лет жил в кибуце, был зачислен в израильские ВВС в 1952 году, а в 1955 году начал изучать классическую гитару с рядом учителей из разных стран. Матания Офи эмигрировал в США в 1965 году и стал американским гражданином в 1970 году. Большую часть своей профессиональной жизни он работал коммерческим пилотом в США, но, видимо, посвящал каждый свободный момент классической гитаре — игре на ней, преподаванию, исследованию её истории, написанию статей в различных периодических изданиях (и в блоге), и, наконец издательству Orphée.
Ophee написал много статей и обзоров по классической гитаре, начиная с середины 1980-х, способствую образованию и иногда вызывая острую полемику читателей своими откровенными и очень уверенно выраженными мнениями и комментариями (когда некоторые журналы отказались публиковать некоторые из его критических статей, он начал вести свой собственный онлайн-блог).
Вклад Matanya Ophee в литературу о гитаре весьма велик. Как издатель он основал Editions Oprhée в 1978 году и работал до конца своей жизни в компании, выпустив около 200 различных публикаций, в том числе гитарные соло многих эпох, большое количество русской музыки, гитарные дуэты, трио и квартеты, дуэты гитары с вокалом, камерную музыку, концерты, лютневые книги, методы (такие как четырехтомная Школа Эмилио Пухоля) и другие важные тексты (такие как письма Сеговии Понсе).
Далее — выдержки из старых интервью Matanya Ophee.
Я занимаюсь исследованиями, да. Но целью является не само исследование, синдромом «опубликовать или погибнуть» я не страдаю. Это просто вопрос желания знать. Я хочу знать, что было. Поэтому я занимаюсь деятельностью, которая делает меня музыковедом, хотя у меня нет официальной подготовки музыковеда. Иногда мне везло. Это действительно вопрос удачи... Тот факт, что я летал на самолетах одновременно, ничего не значит, кроме того, что мне нужно было зарабатывать на жизнь. Некоторые люди делают это на самолетах, некоторые делают это, преподавая в колледже, некоторые делают это, участвуя во всех видах коммерческой деятельности. Некоторые люди делают это, играя концерты. Вклад людей, которые не зарабатывают себе на жизнь непосредственно музыкой, огромен.
Если учесть, что такой человек, как Фернандо Сор, был человеком, реально связанным с телесными функциями, с эмоциональной привязанностью к другим людям, друзьям семьи, жёнам, любовницам, детям — законным или незаконным — и так далее, можно получить гораздо более ясное представление о том, что его музыка должна значить для нас сегодня, поскольку мы уже не можем с ним поговорить.
Он был уже профессиональным музыкантом, когда приехал из Испании. До этого он был профессиональным солдатом, но когда он покинул Испанию, ему пришлось зарабатывать на жизнь, и он решил заниматься этим как музыкант, давая концерты, обучая не только игре на гитаре, но в основном на фортепиано и пению, и издавая и продавая музыку. Одно из заявлений, которое он сделал в своем гитарном методе (если вы читаете за гранью перевода Merrick) — он цитирует Карулли, и очевидно то, что прозвучало в личной беседе между ними, хотя он прямо этого не говорит. Карулли сказал ему, что автор должен жить. Вы должны жить, потому что, если вы не живёте, вы не можете создавать. Таким образом, вы делаете всё, что нужно. Карулли смог делать это путем публикации пачек и пачек "глупого" материала для массового потребления, среди которых есть несколько избранных жемчужин человеческого вдохновения.
Фернандо Сор также делал это: он искал покровительство, когда мог получить его. Некоторые князья и владыки по-прежнему содержали свои домохозяйства, особенно в России, что, вероятно, является одной из причин, почему он уехал в Россию, как и многие другие в то время. Это был последний пережиток королевского покровительства искусству в Европе. И он попал в очень хорошие круги в России; он был хорошо принят и хорошо обеспечен, но это продолжалось недолго. Через некоторое время патронаж иссяк и ему пришлось уйти. Может быть, его девушка, жена, любовница, кто угодно, выгнали его; это осталась позади. Но всю дорогу в Россию и на обратном пути он делал то, что делали все остальные — останавливался в разных городах, организовывал концерты и так далее.
У Ференца Листа был концерт в одном городе, где в аудитории собрались всего пять человек. Поэтому вместо того, чтобы играть концерт, он отвёл их в ресторан, где они хорошо поели. И я уверен, что подобное происходит сегодня со многими артистами, как это случилось тогда. Джулиани произвёл огромное количество материала для коммерческих целей. Некоторые из его пьес хороши, некоторые не так хороши. Идея состояла в том, чтобы продать музыку и получить гонорары, или как там было в те дни, единовременную выплату от издателей. И давать уроки, преподавать в частном порядке. Гитара никогда не была частью какой-либо консерватории вплоть до нашего века.
Примерно в середине 19-го века гитара проиграла фортепиано. И те гитаристы, которые всё ещё хотели играть на инструменте, которые всё ещё были очарованы его звуком и репертуаром, должны были делать это в частном порядке. Внезапно, вы видите, что все великие виртуозы конца 19-го века занимались другими делами. Это были врачи, юристы и генералы армии. Ferranti был библиотекарем. На самом деле его основной вклад в человеческие знания не имеет ничего общего с гитарой; он был переводчиком.
Идея учёного-гитариста, который изучает историю гитары, на самом деле не возникала до конца 19-го века, когда люди, в основном немцы, начали изучать историю гитары, собирая и собирая неизвестные произведения. Если вы посмотрите на членство в Международном гитарном обществе 1901 года в Мюнхене, все они были юристами, врачами, офицерами и торговцами, и в некотором смысле вы бы сказали, что они не были профессионалами; они были любителями. Слово «любительский» имеет уничижительный смысл, но я с этим не согласен. Посмотрите на историю музыки в целом. Marin Marais была врачом по профессии. Giovanni Granata был парикмахером по профессии. И, конечно, очень легко привести в пример Charles Ives, продавца страховых услуг. И Бородин — химик, Римский-Корсаков — морской офицер.
Одна вещь, которую я всегда нахожу захватывающей, это то, что подавляющее большинство настоящих талантов в мире гитары (до 20-го века) были военными: François de Fossa, Antoine de l’Hoyer, Сам Фернандо Сор и его брат Карлос, ответственный за «Этюды Регонди» — Иван Андреевич Клингер, генерал русской царской армии. Я полагаю, это может быть связано с тем фактом, что в большинстве военных подразделений всегда был ансамбль, принадлежавший полку. Конечно, нет никаких записей о том, что гитара когда-либо была частью военного ансамбля! Но она портативна; вы могли бы даже взять её на поле битвы.
Нам повезло, что у нас было несколько таких военных, которые написали лучшую доступную гитарную музыку. Вы знаете, наполеоновские войны, в которых François de Fossa был глубоко вовлечён с испанской стороны, были кровавыми вещами: сотни тысяч людей могли быть убиты за один день. Итак, как выносить моральное суждение о чьей-либо деятельности, а затем слушать его восхитительную гитарную музыку? Как вы примиряетесь с этим? Как вы примиряете Сеговию с его антисемитизмом? Или реальный шум, который шёл в музыкальном мире о Wilhelm Furtwangler и его причастии к нацизму? Или причастность семьи Вагнеров к нацизму? Я не знаю... Возвращаясь к тому, что мы обсуждали, мы действительно должны отделить гитаристов от их реальных занятий.
По материалам статьи.
Если вы считаете информацию интересной, обязательно ставьте лайк — это продлевает "жизнь" публикации в ленте Дзена. А по ссылке далее —Классическая гитара, путеводитель по каналу.