Найти тему
Авиационная

Сравнение обзорности из кабины Ту-22М3 и B-1b

Два почти одинаковых самолёта советский, российский Ту-22М3 и американский B-1b, выпущенных с разницей в год. Ту-22М3 весит пустой 68 тонн был выпущен в модификации М3 в 1983 году, B-1b весит пустой 65 тонн и был выпущен в модификации B-1b в 1984 году.

Ту-22М3. Вид сверху.
Ту-22М3. Вид сверху.

Обратите внимание на огромный широкий нос, закрывающий какой-либо обзор вперёд вниз и частично перекрывающий обзор влево, вправо вниз.

Длинный нос
Длинный нос

Нос просто огромный в длину, причём нет каких-либо рациональных предпосылок к такой геометрии перекрывающей обзор кроме подхода к аэродинамике на сомнительных основаниях.

B-1b с острым носом
B-1b с острым носом

На B-1b острый нос, который снижает обзор влево, вправо вниз незначительно.

B-1b
B-1b

Нос короткий, сразу за кабиной уходит вниз не препятствуя обзору.

Командир экипажа в Ту-22М3
Командир экипажа в Ту-22М3

В Ту-22М3 приборная панель загораживает обзор для лётчиков. Она очень массивна и оставляет лишь немного места для обзора через стёкла.

Ту-22М3
Ту-22М3

Вид с высоты головы пилота. Обзора вправо нет, обзора влево вниз нет, обзора вниз нет. В Ту-22М3 пилот как в танке без обзора.

B-1b кабина пилотов
B-1b кабина пилотов

Приборная панель как и положено утоплена вниз, не мешает обзору пилотов.

B-1b кабина пилотов ночью
B-1b кабина пилотов ночью

Командир экипажа (слева) имеет шикарный обзор вперёд, видит непосредственно всё перед самолётов и по бокам, также есть хороший обзор вправо, чего полностью нет у пилота Ту-22М3.

Ту-22М3 маленькое окно-бойница для обзора вправо
Ту-22М3 маленькое окно-бойница для обзора вправо

На Ту-22М3 обзор налево для пилота возможен через маленькое окно-бойницу, дающую лишь очень ограниченный обзор. Обзора вправо просто нет при таком узком окне. Пилот даже не видит что происходит слева внизу от него. Массивная стойка закрывает обзор влево вперёд.

B-1b остекленение кабины
B-1b остекленение кабины

На американском B-1b по бокам от пилотов огромные стёкла обеспечивающие панорамный обзор командиру экипажа и штурману не только по своей стороне, командиру слева, штурману - справа но и на противоположную сторону.

B-1b панорама вида кабины. Пилоты могут полностью контролировать обстановку вокруг самолёта
B-1b панорама вида кабины. Пилоты могут полностью контролировать обстановку вокруг самолёта

B-1b стойка остекления кабины
B-1b стойка остекления кабины

На B-1b стойка остекления кабины узкая как в лучших легковых автомобилях. Всё сделано чтобы обеспечить лучший обзор для экипажа. Обратите внимание что не видно носа самолёта, а территория вокруг самолёта отлично просматривается. Также есть пространство между концом приборной панели и стойкой, через которое пилот и штурман могут наблюдать пространство перед носом самолёта.

Итоги.

В американском самолёте мы видим правильный подход к обеспечению обзорности для пилотов. Лётчики прекрасно видят обстановку вокруг самолёта, могут визуально обнаруживать цели, опасность для своего самолёта, могут летать на предельно низких высотах, визуально обнаруживая опасные объекты, могут садиться при плохой видимости, так как обзор из кабины превосходный.

На Ту-22М3 складывается впечатление что кабину пилотов делали танкисты, для которых как считается обзор не так важен. Настолько не озаботиться хорошим обзором для пилотов это нужно постараться. На штурмовиках Великой Отечественной войны, по которым работала вся зенитная артиллерия противника был гораздо больший обзор, чем на тяжёлом бомбардировщике 1983 года выпуска.

Летать на самолёте где пилот с трудом видит только часть неба спереди-сверху просто опасно, не говоря уже про такие сложные манёвры как взлёт и посадка. В плохую погоду, при плохой видимости, в вечернее и ночное время нужно просто запретить эксплуатировать этот самолёт, поскольку пилот теряет контроль за обстановкой за бортов. Это опасно и это подтверждается высокой аварийностью этого самолёта как раз при выполнении посадки. Недавняя трагедия показала насколько ошибки конструкторов, неправильная концепция при построении кабины самолёта, носовой части критична при его эксплуатации. Самолёт нужно списывать и заменять более удачными моделями.