Василий Филиппович Маргелов остался в истории как герой войны и, что самое главное, создатель тех ВДВ, «войск дяди Васи», которые мы знаем – элиты Вооруженных сил. Но десантный Батя служил не только в ВДВ или командовал морской пехотой, брошенной на штурм Шлиссельбурга. Между двумя войнами – финской и Великой Отечественной, с июня 1940 года до начала войны он командовал дисциплинарным батальоном.
Командиром дисбата он стал после появления «Положения о дисциплинарных батальонах РККА» № 214 от 15 июня 1940 года. Должность командира дисбата приравнивалась к комполка. А в состав дисбата включали рядовых и младших командиров, попавших под трибунал.
На тот момент Маргелов был майором , а назначение командиром дисбата для него было повышением, а кроме того, командовать частью, находящейся на виду у политуправления, прокуратуры и НКВД мог только офицер с идеальной репутацией, которая к тому моменту и сложилась у Маргелова.
Кстати, дисбат, которым командовал Маргелов, фактически был первым в РККА. Времени освоиться на новом месте ему не дали, в батальон сразу начали этапировать наказанных солдат, которых будущий «десантный Батя» принялся исправлять. При этом надо отдать должное Маргелову, он всегда понимал, что дисбат – это воинское подразделение, а не колония, поэтому тут надо не только работать, но и заниматься боевой подготовкой.
Рассказывали, что по местам все расставлял в том числе и тяжелый кулак Маргелова. Вряд ли так было на самом деле. Надо понимать, что он никогда не был костоломом, а всегда следовал не только букве, но и духу Устава. И когда один младший политрук избил красноармейца, да еще и выстрелил из пистолета в воздух, а потом в происходящее вмешался другой политрук и тоже добавил тумаков дисбатовцу, Маргелов моментально собрал партсобрание, закончившееся тем, что обоих политработников исключили из партии.
Кстати, когда дисбат к 1 мая 1941 года занял первое место в соцсоревновании, работая по 12-14 часов, Маргелов выпустил приказ, по которому красноармейцев, отбывших треть назначенного им срока наказания и показавших высокую дисциплину и хорошее отношение к работе, считали исправившимися и возвращали в их части.
А потом началась война. И это была уже совсем другая история. Вскоре дисбат был расформирован. А для Маргелова у командиров имелись другие задачи.