Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Серьезные игры воображения

Harun Farocki. Serious Games I-IV, 2009-2010
Harun Farocki. Serious Games I-IV, 2009-2010

«Серьезные игры» — это серия из четырех видеоинсталляций, рассказывающая о том как солдаты тренируются в виртуальной реальности перед реальной войной. Вопрос реальности и ее симуляции, пожалуй, один из самых важных для художника и режиссера документального кино Харуна Фароки. Для документалистики вопросы о реальности и ее справедливом отражении — центральные. Творчество Фароки, который начинал с документального кино, а потом стал пробовать более экспериментальные формы, становится еще и отражением изменений, которые телевидение претерпевает в 80-е: реалити шоу (тоже своего рода симуляция) вытесняют документальное кино в область современного искусства, как будто реальности больше нет места в поле внимания широкой публики.

Harun Farocki’s installation project Serious Games (2009-2010)
Harun Farocki’s installation project Serious Games (2009-2010)

Учения на базе корпуса морской пехоты «29 Palms» в Калифорнии проходят в компьютерном классе. На экранах — симуляции ландшафта Афганистана. Улица в компьютерном ландшафте проходит точно так же, как в реальном Афганистане. То же относится к каждому дереву или горным хребтам. Инструктор размещает взрывные устройства и выставляет повстанцев в этом районе. Когда танк проезжает — поднимается пыль: чем меньше растительности, тем больше пыли. Четыре морских пехотинца, сидящие в классе — экипаж танка. При всем внимании к деталям смерть в компьютерной игре все же отличается от реальной. Но не только учения проходят в таком режиме: современные военные технологии позволяют осуществлять реальные военные действия, находясь за много километров от поля битвы. Визуальный образ становится посредником и дистанцией в насилии.

Harun Farocki’s installation project Serious Games (2009-2010)
Harun Farocki’s installation project Serious Games (2009-2010)

Вообще, визуализация — не новый прием для военных технологий. Уже во времена наполеоновских войн, из-за своего масштаба, действия происходили, в первую очередь, в воображении главнокомандующего, а только потом в реальности. Смерть на поле битвы оказывалась побочным эффектом события в голове командира. Но что тогда более реально?

Видео Фароки — свидетельство изменений, произошедших в мире в последние десятилетия, когда визуальная культура (в которой визуальное играет ведущую роль) стала оказывать влияние на невизуальные феномены. Разрыв между реальным и воображаемым становится все менее заметным. Сегодня за день мы просматриваем больше изображений, чем видел человек XIX века за всю жизнь. Как это влияет на нас? Следствие этой медиареволюции — процесс эстетизации, то есть все нарастающее значение визуального, который затрагивает базовые категории реальности. Новые технологии становятся посредниками любой коммуникации: даже к индивиду предъявляются новые требования — необходимость выработки собственного стиля, который транслируется в соцсетях (самоэстетизации). В этих условиях образ мира полностью сливается с его виртуальной симуляцией.

Harun Farocki. Serious Games II: Three Dead, 2010
Harun Farocki. Serious Games II: Three Dead, 2010

Во второй части «Серьезных игр» Фароки показывает как реальность становится искусственной конструкцией, подражающей компьютерной симуляции. Он описывает документацию военных учений, в которых приняли участие около 300 человек, представляющих афганское и иракское население: «Несколько десятков морских пехотинцев были на страже и вышли на патрулирование. Город, где проводился маневр, находился в небольшом возвышении в пустыне, а его здания были сделаны из контейнеров. Выглядело так, как будто мы смоделировали реальность на компьютерной анимации».

Harun Farocki. Serious Games III: Immersion, 2009
Harun Farocki. Serious Games III: Immersion, 2009

Одним из предшественников такого производства реальности можно считать игровой кинематограф. Словенский философ Славой Жижек отмечает, что кино не подражает реальности, а создает иную реальность, более реальную, чем та, которая нас окружает. Кино не воплощает наши фантазии, а наоборот учит нас как и о чем фантазировать.

Если воображение имеет насколько подвижную границу с реальностью, то, кажется, его ресурсы можно использовать и для выхода из тупиковой политической и экономической системы. Но для этого потребуется освободить его от насильственных структур и сделать технологии децентрализованными и эгалитарными. Начать можно с более ответственного отношения к воображаемому.

Текст: Дарья Юрийчук

Если вам понравился материал, поставьте ему "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте. Или задайте любой вопрос в комментариях.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.