Найти в Дзене
Мир Науки

Возвращение сверхзвуковых пассажирских самолетов

Оглавление

Несколько компаний в настоящее время работают над пассажирскими самолетами, которые летают быстрее, чем звук, а также дешевле и тише, чем когда-то легендарный Concorde. Но новое исследование предупреждает о гигантских выбросах CO2.

Уже более 15 лет назад эра сверхзвуковых пассажирских самолетов закончилась в авиации. 24 октября 2003 года в аэропорту Лондона Хитроу приземлился Конкорд авиакомпании British Airways. Это был последний коммерческий полет сверхзвукового самолета. После катастрофы Конкорда авиакомпании Air France летом 2000 года в Париже, в которой погибло 109 человек, слишком мало пассажиров обнаружили, что по- прежнему хотят летать на этих самолетах, даже если полет на них длится гораздо быстрее.

Вероятно, это была единовременная регрессия в истории техники: человечество попрощалось с гражданскими полетами со сверхзвуковой скоростью. Но возвращение особенно быстрого путешествия неизбежно, по крайней мере, несколько команд в настоящее время работают над соответствующим самолетом.

Билеты должны быть дешевле, чем в старом Конкорде, обещают компании

В настоящее время американская компания из Денвера Boom планирует высокоскоростной самолет на 55 мест, заинтересованными в таком самолете являются авиакомпании Virgin Atlantic и Japan Airlines. Кроме того компания Spike Aerospace из Бостона хочет построить маленькую модель для 18 пассажиров. Билеты должны быть значительно дешевле, чем в прошлом полеты на Конкорде, обещают компании.

Однако бум быстро движущихся самолетов может привести к крайне негативным последствиям для окружающей среды. В любом случае, эксперты Международного совета по чистому транспорту (ICCT) приходят к такому выводу в недавно опубликованном исследовании. Согласно их расчетам, 2000 сверхзвуковых самолетов будут выделять около 96 миллионов тонн углекислого газа в год. Это будет примерно в три раза больше CO2, чем, например, все самолеты Lufthansa Group (т.е. авиакомпании Lufthansa, Swiss, Austrian, Eurowings и Brussels Airlines) в настоящее время выбрасывают.

Ожидаются рекордные выбросы CO2

Ученые объясняют, что сверхзвуковой самолет требует примерно в пять-семь раз больше топлива на пассажира по сравнению с обычной машиной. Рассчитывая на 25-летний срок службы самолета, ICCT ожидает в общей сложности от 1,6 до 2,4 гигатонн выбросов CO2 от высокоскоростного самолета.

В настоящее время коммерческая авиация выбрасывает около 0,85 гигатонн углекислого газа в год . Для сравнения: если бы все в мире самолеты были страной, то их выбросы CO2 были бы намного выше, чем, например, у всей Франции. Однако авиация еще не подпадает под действие международных климатических соглашений.

Но насколько реалистично предположение, что на самом деле 2000 пассажирских самолетов будут летать быстрее звука? По крайней мере, в случае с Конкордами такие самолеты были абсолютной экзотикой в ​​небе. Более дюжины Конкордов обслуживали Air France и British Airways. Единственный советский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 был построен примерно в таком же количестве экземпляров - и только часть из них когда-либо поступила в строй.

Раздражающий звуковой удар

В дополнение к выбросам CO2 исследование также подвергает сомнению, что шум, вызванный новыми сверхзвуковыми самолетами будет меньше. Конкорду было разрешено летать из-за звукового удара только над необитаемыми районами на максимальной скорости, также в США с 1973 года существует запрет на сверхзвуковой полет над сушей. Однако некоторые сенаторы сейчас проводят кампанию за отмену этого запрета.

Исследователи ICCT предсказывают, что сильному шумовому загрязнению страны будут подвергаться от 150 до 200 раз в день. Это равняется в среднем 16 часов в день.

Будут ли новые самолеты действительно такими же громкими, как Concorde, конечно, пока не ясно. Компания Spike Aerospace говорит, что ее планируемый "S-512 Supersonic Jet" будет тихо преодолевать звуковой барьер, а именно в 30 раз тише, чем это было у Конкорда.