Последние несколько лет в России наблюдается тенденция к росту желающих поступить в летные высшие учебные заведения, но после краха СССР количество их уменьшилось в "геометрической прогресси". Почему так? Всё очень просто, в 90 - х Гражданская авиация в стране практически остановилась, количество полетов снизилось в 10 -15 раз по сравнению с тем, сколько летали в СССР. Те кто остался летать переучивались в Европе и США на Boeing и Airbus, а новые специалисты в авиацию не требовались. По этой причине ряд учебных заведений закрылся или перешел на форму Частных лётных школ, которые кстати до катастрофы Boeing 737 в Казани, произошедшей в 2013 году, выдавали свидетельства пилотов Гражданской авиации. В 2014 году у многих выпускников этих учебных заведений были аннулированы лётные свидетельства, одним пришлось идти на переподготовку в лицензированные Государством учебные заведения, а остальные остались не удел.
Сегодня у нас в стране осталось всего два Государственных ВУЗа, и три филиала подконтрольные этим ВУЗам, обучающих по программе Лётная эксплуатация летательных аппаратов, это Академия Гражданской Авиации в Санкт - Петербурге, и её филиал Бугуруслановское Лётное Авиационное Училище Гражданской Авиации им. П.Ф.Еромасова (ранее существовало как самостоятельное учебное заведение). Второй ВУЗ выпускающий пилотов в России это Ульяновское Высшее Авиационное Училище Гражданской Авиации (бывш. институт). с филиалами в Краснокутске и Сасово.
Срок обучения по специальности Лётная эксплуатация летательных аппаратов составляет 5,5 лет, как во всех технических ВУЗах России, при условии годности по здоровью, с ежегодным повторным медицинским освидетельствованием ВЛЭК (Врачебно - Лётная Экспертная Комиссия), после 40 лет, медицинская комиссия проводится каждые 6 месяцев. Стоимость обучения на контрактной основе составляет более 5 000 000 рублей за весь курс обучения. В случае признания не годным к эксплуатации воздушных судов в процессе обучения, деньги не возвращаются, возможно только перевестись на менее профильный факультет, где не требуется аттестация ВЛЭК.
Для сравнения, например в Австрии для получения лицензии коммерческого пилота, необходимо быть годным по здоровью (нормативы там попроще), и пройти обучение в любом аттестованном летном учебном заведении в течении 2 лет, при наличии удостоверения пилота любителя, этот срок может быть ещё меньше.
В России ежегодно выпускаются (по разным данным) от 300 до 500 пилотов Гражданской авиации. Два года назад в Правительстве РФ сняли мораторий на запрет работы в Гражданской авиации России, иностранным пилотам, в "Аэрофлоте" их уже не один десяток.
Как дальше будет развиваться ситуация с пилотами ГА в России пока не понятно, остаётся надеяться, что потенциал будет только повышаться!