Вот такая тема освещается в одном из январских выпусков журнала Athletics Weekly: зависимость от тренировок у любителей.
Автор статьи — Джозефин Перри, спортивный психолог. Ее сайт — Performance In Mind.
Как она отмечает, грань между тем, чтобы тренироваться много и слишком много — тонка. Если у вас серьезное отношение к спорту, вы тратите на него много времени и сил и сожалеете о пропущенных тренировках и вынужденных днях отдыха — то, с одной стороны, вас можно назвать целеустремленным атлетом, мечтой тренера. Но если вы склоняетесь к мантре “сделать во что бы то ни стало” и спорт вступает в конфликт с семьей, с друзьями, если вам приходится идти на нездоровые жертвы — возможно, вы уже перешли черту.
И хотя зависимость от спорта и целеустремленность любителей обычно становятся лишь предметом шуток и гордости, Джозефин опросила 255 спортсменов-любителей и убеждена, что истории многих не очень-то веселые.
По ее мнению, особенно высок риск возникновения зависимости у бегунов на длинные дистанции — у 4 марафонцев из 10.
Сначала тренировки доставляют удовольствие, но со временем становятся одним из основных способов улучшения настроения и мысли о пропуске вызывают сильные негативные эмоции.
И переломным моментом становится тот, когда приоритет у пробежек становится самым высоким по сравнению со всеми остальными делами.
Это нормально для профессионала, дело №1 для которого — предстоящая гонка. Но не для любителей, у которых хватает обязательств и дел.
Исследование Джозефин Перри показало, что риск возникновения зависимости увеличивается при использовании технологий. Конечно, речь о GPS-часах (используют 93% респондентов), фитнес-трекеров (84%) или социальных сетей (70%).
Технологии влияют на нашу гибкость в тренировочном процессе, ведь с ними легко увлечься количественными показателями и упустить свои настоящие цели. Это может привести и к травмам.
Вот что сказала одна из участниц исследования:
В социальных сетях всегда будет статья или пост о том, что есть кто-то быстрее, сильнее, стройнее тебя. Они постоянно напоминают о том, что ты мог бы быть на более высоком уровне. Есть опасность отойти от своих задач и своей специфической тренировочной программы, пока ты пытаешься соответствовать десяткам знакомых и незнакомых людей.
Сравнения с другими, подытоживает автор, к добру не приводят. Только к повышению риска возникновения травм и снижению результатов.
Отдельно говорят про уведомления: в статье есть душераздирающая история о том, как одного атлета во время вынужденного перерыва в тренировках расстраивали уведомления в Страве о том, что кто-то побил его рекорд на том или ином сегменте.
Так что приверженность спорту хороша, но в меру. Чтобы провести небольшую самодиагностику, рекомендуют ознакомиться со следующими высказываниями и подумать, насколько они актуальны для вас:
- Мои тренировки важны для меня;
- Я увеличиваю объемы тренировок;
- Я тренируюсь для улучшения моего настроения;
- Я страдаю, когда не могу тренироваться;
- Я испытываю чувство вины, когда не могу тренироваться;
- Когда у меня случается перерыв в тренировках, я часто возвращаюсь к ним с еще большей интенсивностью;
- Спорт придает моей жизни смысл, без него я не вижу цели;
- Соревнования и подготовка к ним приводит к конфликтам с семьей, друзьями или с моей работой.
Но самое главное — это наличие конфликта. Если ваши обязанности не страдают, у вас редко бывают травмы и у вас относительно короткие тренировки или события (думается, имеется в виду отсутствие стремительного роста дистанций вплоть до ультрамарафонов, причем все более сложных) — то вряд ли можно говорить о зависимости.
То есть главный критерий — спорт доминирует над другими областями жизни, приводит к конфликтам, выгоранию, травмам.
Что рекомендуют в качестве терапии, если вы считаете, что она вам нужна? Общение с психологом (когнитивно-бихевиоральная терапия или мотивационное интервьюирование), снижение роли технологий в ваших занятиях — например, отключение уведомлений из разных спортивных “соцсетей” и периодические тренировки без приборов.