Океанский и морской рыбопромышленный флот
Добывающие суда – тралботы, сейнеры
Окончилась Великая Отечественная война. Около трети рыболовных судов погибло. Рыбная промышленность страны была сильно ослаблена.
Восстановление рыбопромыслового флота приходилось начинать с ремонта и строительства прежде всего малых и среднетонажных добывающих судов: тралботов, мотоневодников, логгеров, сейнеров. Одновременно с этим проектировались новые, более совершенные траулеры, рыбообрабатывающие и транспортные суда. Строительство велось по строгим государственным стандартам, выработанным в результате предшествующей работы по типизации флота и опыта эксплуатации.
Сейнеры – один из более многочисленных отрядов добывающих судов. Они широко используются, как для добычи рыбы в прибрежных водах, так и для промысла в открытом море. Их назначение – лов рыбы кошельковым неводом, тралом (с борта), дрифтерными сетями, а также транспортировка улова, охлажденного льдосолевой смесью. Оснащенные рыбонасосами, сейнеры применяются также и для лова рыбы на электросвет.
Добывающие суда – сейнеры
По размерам, технической характеристике и району плавания сейнеры делятся на три основные группы: малые – водоизмещением 44-85т и мощностью двигателя 80-150л.с., средние – водоизмещением 100-160т и мощностью двигателя 150-225л.с., и большие – водоизмещением 160-260т и мощностью двигателя 300л.с.
Сейнеры составляют значительную часть колхозного промыслового флота.
Наша судостроительная промышленность создает новые типы сейнеров, оснащенных современной радио- и поисковой аппаратурой, отличающихся высокой степенью механизации промысловых процессов и приспособленных для работы различными орудиями лова – кошельковым неводом, тралом, ярусом, бортовой ловушкой.
Добывающие суда – малые и средние рыболовные траулеры
В целях ускоренного развития морского и океанического рыболовства, в 1949г. было начато серийное строительство рыболовных траулеров, предназначенных для добычи рыбы с помощью дрифтерных сетей и ралом (с борта), обработки, посола и транспортировки улова. Водоизмещение СРТ – 440-470 тонн, мощность главного двигателя 300-400л.с. К 1960г. советский рыбопромышленный флот насчитывал сотни таких судов.
Совместная работа средних траулеров с плавучими базами позволила резко увеличить добычу рыбы в отдаленных промысловых районах.
С 1964г. флот рыбной промышленности стал пополняться судами нового типа – малыми рефрижераторными рыболовными траулерами. Водоизмещение МРТР типа «Карелия» - 300т, мощность главного двигателя – 300л.с. Оборудование траулеров установками для охлаждения улова позволило использовать их для автономного лова рыбы в значительном удалении от берега.
Добывающие суда – средние рефрижераторные и морозильные рыболовные траулеры
Для повышения качества рыбной продукции, вырабатываемой на промыслах, в 1956г. у нас были созданы средние рыболовные траулеры с рефрижерацией трюмов – СРТР типов «Бологое» и «Океан». Это позволило изготовлять на таких траулерах высококачественную малосольную рыбу, а также увеличить сроки хранения в трюмах свежей рыбы. Водоизмещение судов – 540-740т, мощность главного двигателя – 400-540л.с.
В 1961г. с целью дальнейшего совершенствования этого типа судов началось строительство средних рыболовных морозильных траулеров типа «Маяк» водоизмещением 900т и мощностью главного двигателя 800л.с. Оборудование траулеров морозильными установками производительностью 6т в сутки дало возможность осуществлять на них не только охлаждение, но и заморозку рыбы. Траулер имеет также консервное отделение.
Добывающие суда – большие морозильные рыболовные траулеры типов: «Маяковский», «Пушкин», «Лесков»
Освоение отдаленных промысловых районов с целью увеличения добычи рыбы, повышение качества ее обработки, необходимость длительного хранения готовой продукции на промысле и при транспортировке потребовали создания судов нового типа – больших морозильных рыболовных траулеров.
В Советском Союзе и по нашим заказам за границей впервые в мире начато серийное строительство судов этого типа. В 1955г. они стали поступать на флот. Водоизмещение БМРТ – порядка 3700т, мощность главного двигателя – 1900-2400л.с.
Высокие мореходные качества, совершенная рыбопоисковая аппаратура, большая автономность плавания, кормовая схема траления, хорошие условия обитаемости позволяют БМРТ вести успешный промысел в любой части мирового океана в течение 2-3 месяцев и добывать до 100 тыс. ц рыбы в год.
Применение высокопроизводительных рыбообрабатывающих машин, мощных морозильных и рефрижераторных установок, дали возможность изготовлять непосредственно на траулере самые разнообразные виды готовой продукции: свежемороженую рыбу, консервы (60 наименований), рыбий жир, рыбную муку и хранить их до прихода в порт.
Большие морозильные рыболовные траулеры – основа флота рыбное промышленности СССР.
Добывающие суда – на большом морозильном траулере
Современное рыбопромысловое судно весьма сложно по своему устройству. Эффективное использование всего комплекса судовой техники, современного промыслового и технологического оборудования требует слаженной организации, высокого уровня морской и специальной технической подготовки всего экипажа.
На судне работают люди различных специальностей: судоводители, в совершенстве владеющие навигационной и рыбопоисковой аппаратурой, механики, управляющие сложными энергетическими установками, промысловики и технологи, освоившие новые орудия лова, механизмы и устройства для обработки рыбы.
Люди нашего рыбопромышленного флота – высококвалифицированные специалисты. В основном это молодежь, нашедшая призвание в романтическом, сложном и почетном труде рыбака. Из 680000 человек, работающих в рыбном хозяйстве страны – 70000 имеют высшее и специальное образование.
Добывающие суда – рыболовные морозильные траулеры, траулеры – производственные рефрижераторы
Специально для промысла в экваториальных районах, в 1962г. были созданы рыболовные морозильные траулеры типа «Тропик», приспособленные для лова тралом (с кормы) донных и пелагических рыб. Водоизмещение РТМ – 3300т, мощность главного двигателя – 1300л.с.
Температура морозильных трюмов на этих траулерах минус 27оС. Применение дизель-редукторной установки позволило эффективнее использовать мощность главного двигателя, активный руль улучшил маневренность судна. На РТМ установлены аппараты для кондиционирования воздуха.
В 1966г. был построен новый вариант РТМ – типа «Атлантик». Водоизмещение его – 3200т, мощность главного двигателя – 2320л.с. На траулере создана единая навигационно-промысловая рубка, все процессы обработки рыбы механизированы, производительность морозильной установки увеличена до 45 т в сутки.
Траулеры – производительные рефрижераторы типа «Грумант» и «Рембрант» предназначаются для работы на отдаленных промыслах с особо тяжелыми метеорологическими условиями. Они первые вышли на лов в 1964г. Водоизмещение ТПР – около 5600т, мощность главного двигателя 3100л.с. Производительность морозильной установки – 50т в сутки.
Траулеры – производственные рефрижераторы – универсальные суда. В зависимости от промысловых потребностей они могут использоваться для добычи рыбы тралом (с кормы), приема рыбы от других судов, а также обработки и транспортировки.
Добывающие суда – большие консервные рыболовные траулеры
В 1966г. отечественный рыбопромысловый флот стал пополняться судами нового типа – большими консервными траулерами типа «Наталия Ковшова». Водоизмещение такого траулера – около 10000т. Мощность энергетической установки – 7500 л.с., автономность плавания 120 суток.
Эти самые большие в мире рыболовные траулеры не имеют себе равных по промысловому и технологическому оборудованию. БКРТ – настоящий плавучий завод. За сутки он может производить до 100 тыс. банок высококачественных консервов из свежей рыбы, 20т мороженной рыбы и 4 т рыбной муки. Все производственные процессы на судне максимально механизированы.
Добывающие суда – тунцеловные базы и тунцеловы
Промысел тунца – этой ценной рыбы, обладающей хорошими пищевыми и вкусовыми качествами – является одним из перспективных видов морского рыболовства. Он ведется специальными тунцеловными базами с тунцеловными ботами, и наряду с этим, - самостоятельно тунцеловами.
Тунцеловные базы впервые появились во флоте рыбной промышленности в 1964г. Они обладают высокими мореходными качествами и большой автономностью. Водоизмещение базы – 7200т, мощность главного двигателя – 3500 л.с. База несет на борту 6 ботов. В районе промысла боты спускаются на воду и ведут лов ярусом. Добыча сдается на базу.
Современное технологическое оборудование тунцеловной базы позволяет вырабатывать из свежей рыбы за сутки 90 тыс. банок высококачественных консервов. Кроме того, база выпускает мороженную рыбу, рыбий жир, рыбную муку.
Рыбное хозяйство СССР за 50 лет советской власти.
Части: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16