Найти тему
Грибанов Роман

Памела. Буря и натиск челябинского блюза

Светлана Боур получила в местной музыке известность под псевдонимом Памела. Талантливая певица, лихая бунтарка, хиппи по натуре, она вызывала уважение и у крутых профессионалов, и у простых укуренных поклонников. Можно по-разному относиться к ее манере исполнения, поведению на сцене и вне ее, но нельзя не признать: Боур была и остается одной из самых ярких и крутых женщин челябинского рок-н-ролла.

Будущая челябинская рок-дива родилась в Коркино, но в возрасте двух лет родители перевезли ее в столицу Южного Урала. Отец Светы во время службы на флоте играл в оркестре на контрабас-балалайке, дедушка прекрасно пел басом, его даже приглашали в филармонию выступать в хоре, а родной дядя, битломан и коллекционер винила, стал для племянницы проводником в мир The Beatles, Rolling Stones, Бадди Холли и Элвиса Пресли.

Девушка долго металась между рисованием и музыкой, закончив сначала художественную школу, а затем и училище. «Но музыка всегда меня будоражила больше, я неистово желала быть всенародной певицей как минимум, – говорит Светлана. – И брат мне сказал: хочешь чего-то добиться, всегда бей в одну точку. Я и начала бить в эту точку».

С «АВСТРАЛИЙЦАМИ"

Света в составе "Австралийцев"
Света в составе "Австралийцев"

Репутацию сильнейшей рок-вокалистки Южного Урала Памела заработала, выступая в составе блюз-роковой группы «Австралийцы». С основателем коллектива бас-гитаристом Константином Попцовым и барабанщиком Олегом Моховым она познакомилась в 1990 году на тусовке местных хиппи, которые собирались в сквере на площади Революции за памятником Ленину. «Австралийцы» как раз искали бэк-вокалистку для основного солиста Алексея Шевского (Гадский Папа). Памела согласилась попробовать и даже успела пропеть свои партии в дебютном «австралийском» альбоме «Coitus Interruptus».

Перед челябинской публикой «Австралийцы» впервые предстали на фестивале «АкуРок» и сразу же привлекли внимание. Абсолютно безбашенные музыканты с драйвовым исполнением и совершенно отвязными текстами имели большой успех у неформальной тусовки. Бэки Света пела два года, пока в группе не произошел переворот: во время одного из редких выездов на концерт в Екатеринбург Попцов внезапно объявил Шевскому, что с этого момента основной вокалисткой в команде будет Памела.

Состав «Австралийцев» поменялся, пришел новый гитарист Евгений Вандышев, в репертуаре появились песни и на английском, поскольку Костя Попцов знал несколько языков. А Света «Памела» Боур, выйдя на первый план, развернулась во всей красе. После первых же выступлений и а капельного исполнения знаменитого блюза «Mercedes Benz» Памела получила титул «южноуральской Дженис Джоплин», и группа этот образ начала удачно эксплуатировать.

С такой вокалисткой «Австралийцы» ударно завоевывали публику, разогревали публику перед швейцарскими альтернативщиками Young Gods, выступали в «Минотавре», запомнились фееричным выступлением в «Манекене». Апогеем популярности коллектива стал региональный фестиваль «Барышня и рок-н-ролл» 1994 года, где Света буквально затмила всех остальных участниц неповторимой вокальной атакой и ярким дерзким образом. «Это было наше фееричное, незабываемое выступление: на сцену я выпрыгнула под градусом, босая, короче, во всей своей красе», – смеется она.

Памела и не скрывает, что в 90-е редко выходила к микрофону трезвой, поскольку крутилась в челябинской хиппи-тусовке и вела богемный образ жизни. К тому же без бутылки вина ей не пелось совсем. «Вот не могла я петь по-трезвому, комок в горле вставал, и все, – откровенничает она. – На фестивале «Барышня и рок-н-ролл» мне сразу заявили, что надо петь в трезвом виде, и я честно попыталась это сделать во время саундчека. Не прокатило, может, это дело привычки. В итоге гитаристу пришлось бежать за бутылочкой красного. И так я накатывала перед каждым концертом».

Ну чем не Дженис Джоплин? Середина лихих 90-х, зал старого "Манекена"
Ну чем не Дженис Джоплин? Середина лихих 90-х, зал старого "Манекена"

В «Минотавре» «Австралийцы» покорили всех и получили шикарный приз – возможность бесплатно записать альбом в студии Олега Стерхова. Но, как это свойственно настоящим хиппи, свой шанс упустили. А ведь у группы был реально мощный потенциал, в арсенале имелись очень сильные вещи, но в истории остались только песни, записанные кустарным способом или на концертах. На вопрос, почему так случилось, Памела смеется: «Потому что лохи, это же очевидно. Парни никак не могли собраться для записи, не были готовы, что-то все время не срасталось – мистика, короче».

«Австралийцы» закончились для нее в 1997 году вместе с замужней жизнью. Ведь Света и Константин Попцов были не просто коллегами по группе, но и парой. И даже узаконили свои отношения, хотя всего два года спустя развелись.

С INDIGO DIVA

Сценический образ Светы в Indigo Diva
Сценический образ Светы в Indigo Diva

Расставшись с «Австралийцами», прощаться с музыкой Памела не собиралась. Ей очень хотелось петь и подыскать себе подходящую группу - доказать всему миру, что она крутая. Команда нашлась в 2000 году с помощью коллеги по цеху Ольги Леоновой, которая дала Свете телефон известного в Челябинске гитариста и ударника Влада Кудрина. Тот с радостью принял в свой коллектив уже прославленную в городе певицу, начались репетиции и подготовка материала.

В первоначальный состав помимо Светы и Влада, который играл на басу, входили также гитарист Антон Шаламов и ударник Виктор Заболотнев. Короткое время группа называлась La Gorda – по имени богини из книг Карлоса Кастанеды. Выпустив первый альбом, музыканты решили сменить название и после долгих раздумий остановились на интересном сочетании Indigo Diva. Второй альбом «Внутренняя сторона ветра» записывали в студии Newtone у Дмитрия Локтионова и распространяли всеми доступными способами, раздавая напрямую на концертах и рассылая по почте.

За создание материала в группе отвечали в основном Влад и Света. Кудрин сочинял музыку, Света придумывала вокальные гармонии, тексты писали то по отдельности, то вместе. В общем, получалось семейное творчество… Да-да, познакомившись в 2000 году, ребята практически сразу стали жить гражданским браком, а 13 лет спустя узаконили свои отношения. Хотя Памела всегда была против, потому что «хорошее дело браком не назовут». Забегая вперед, приходится отметить, что как в воду глядела: в 2016 году пара развелась.

В отличие от «Австралийцев», которые практически не покидали пределы Челябинска, музыканты Indigo Diva активно катались по рок-фестивалям, выступив в Москве, Архангельске, Санкт-Петербурге, Перми, Тюмени. В 2005 году группа приняла участие в отборочном туре фестиваля The Global Battle Of The Band, на финальной стадии которого собираются коллективы со всего мира. В столичном клубе «Б2» Indigo Diva сражалась за право поехать на битву в Лондон с почти полусотней российских команд и вошла в четверку лучших. В жюри было много известных журналистов и музыкантов, в том числе солист группы «Крематорий» Армен Григорян и лидер коллектива CrossroadZ Сергей Воронов. «Обычно призовые места на таких фестивалях получают московские и питерские команды. Мы до конца верили в свою музыку, но все равно не ожидали, что челябинская группа с периферии окажется в числе лауреатов. После выступления ко мне подошел Воронов и сказал, что мы очень круто сыграли. Приятно было услышать такое от него. Конечно, в Лондон мы не поехали, но главное - засветились и задали жару. Все увидели, что настоящий рок-н-ролл звучит не только в Москве и Питере», – с гордостью говорит Памела.

Боур и ее музыканты. Крайний справа - Владислав Кудрин
Боур и ее музыканты. Крайний справа - Владислав Кудрин

Челябинской группе не раз приходилось сталкиваться с предвзятым отношением к провинциалам. Например, на фестивале «Окна открой» в Санкт-Петербурге. Indigo Diva выступила там очень прилично, но победа досталась питерской команде, с чем южноуральские музыканты были абсолютно не согласны. Света подошла к лидеру группы «Аукцыон» Олегу Гаркуше, входившему в состав жюри, и прямо спросила, что это за несправедливость. «Он мне честно ответил, что мы очень понравились жюри и если бы жили в Санкт-Петербурге, победу отдали бы нам. И добавил: переезжайте в Питер! Это несправедливо, на мой взгляд», – возмущается Памела.

Несмотря на то, что у Indigo Diva были свои поклонники, хорошие оценки профессионалов, выступления по России и за рубежом, вырваться из статуса «ансамбля для местного слушателя» им так и не удалось. А сразу после очередной поездки в Пермь на «Рок-Лайн» в 2014 году Влад распустил состав. «Как показывает практика, не надо заводить личных контактов, когда играете в одной группе, – говорит Света Боур. – Видимо, одного раза мне не хватило, надо было снова наступить на те же грабли. Конечно, у меня была жуткая депрессия, если честно, вообще жить не хотелось. Я 14 лет отдала этой команде, столько вкладывала, была ее лицом. И вдруг все потерять: связи, контакты. Неправильно и нецелесообразно было вот так заканчивать. Если Влад не хотел больше играть, я могла бы набрать новый состав и работать дальше под тем же именем. Но получилось как получилось».

С RED IRON CROW

Вечная бунтарка вновь поет тяжелый блюз. Светлана Боур в составе Red Iron Crow
Вечная бунтарка вновь поет тяжелый блюз. Светлана Боур в составе Red Iron Crow

Распад Indigo Diva Памелу не сломил: она не закончила с музыкой и обещает, что не закончит никогда. 6 марта 2016 года певица вошла в состав новой группы The Rebels («Бунтари»). Поиграв какое-то время, музыканты поняли, что их вдохновляет именно блюз. «От чего я в свое время ушла, расставшись с «Австралийцами», к тому и вернулась после стольких лет», – смеется Памела.

Новая блюз-роковая команда из четырех человек теперь носит название Red Iron Crow («Красная железная ворона»). Коллектив исполняет задиристый blues-fuzz-hippie-rock (терминология самих RIC), авторство большинства песен принадлежит лидеру ансамбля Александру Петренко (Алекс Петерсон). Как только появились Red Iron Crow, он сразу сочинил около десятка композиций – достаточно, чтобы выпустить полноценный альбом. Памела помогает с текстами, аранжировками… и вновь исполняет роль гражданской жены Алекса. «Это карма! Так получается само по себе, может, я притягиваю именно таких мужчин, которые мне нужны», – смеется Памела и сразу уточняет: никаких больше официальных браков, хватило первых двух раз.

«Блюзовые хиппи» из Red Iron Crow активно работают над созданием собственного материала и надеются в ближайшее время сделать достойные аудиозаписи. А пока группа расширяет концертную программу, включая в нее помимо собственных композиций каверы на Led Zeppelin, Джимми Хендрикса, The Who, The Beatles и Nirvana. «Мы можем делать все: и по кабакам играть, и выступать по городам России, – уверена Памела. – Амбиции есть: не утомила меня музыка и не утомит, это навсегда. Вообще, идеальный конец – умереть на сцене».

– По сегодняшним временам хороший рок-н-ролльный женский вокал – это редкость, - рассуждает лидер группы Red Iron Crow Александр Петренко. - Поэтому, конечно, я рад, что у нас есть такая вокалистка. Тем более что Свете удается в своих партиях продолжать традицию лучшего женского вокала из 60-х и 70-х годов, а это дорогого стоит. Выступая в манере той же Дженис Джоплин, она все равно поет по-своему, очень оригинально, и это классно. Еще было бы здорово, если наша вокалистка освоила бы какой-нибудь музыкальный инструмент, например акустическую гитару. Или губную гармошку. Это и Свете пошло бы на пользу, и дополнило бы музыкальную палитру звучания группы. Со Светой удачных концертов у нас было много, а неудачные – это те, на которые группа в силу каких-то причин поехать не смогла.

– Чего у Светы не отнять, так это ее харизмы, - подчеркивает лидер группы Indigo Diva Владислав Кудрин. - Она классная фронтвумен, имеющая яркий сценический образ, на нее интересно смотреть, зритель ей верит. Во время живого выступления Света могла отработать просто на ура, проявить свой артистизм на 200 процентов. Она в первую очередь актриса! Сложнее было в студии, тут все зависело от степени ее готовности, настроения. Но если она понимала, какой образ хочет на записи донести до зрителя, у Светы все получалось. У Indigo Diva материал был в основном лирический, а лирику можно подать по-разному. Так вот, нашей вокалистке всегда удавалось спеть песни тепло, избегая ненужного «смурняка», наполняя композиции своей энергетикой.

– Мы все начинали с нуля, ничего не умели, но очень хотели играть, - вспоминает лидер группы «Австралийцы» Костя Попцов. - Все «австралийцы» были бесшабашные, и от любого можно было ожидать чего угодно. Так что лихими поступками славилась не только наша вокалистка, и басист на выступлении гитару ломал вдребезги, и гитарист прямо перед концертом со второго этажа прыгал. Отмечу весьма интересный тембр голоса Памелы – харАктерный, с рок-н-ролльной фирменной хрипотцой, смесь Аллы Пугачевой и Оззи Осборна. В вокальном отношении Света, переходя из группы в группу, заметно росла, жаль, неизменной оставалась манера поведения на сцене – агрессивная. Команды менялись, а подача у нее оставалась той же. Но это не баг, а фича, не облом, а фишка, так что почему бы и нет. Памела умеет работать на сцене с полным драйвом, общаясь с залом, заражая зрителей своей энергетикой, подчас немного развязной. Все-таки она как послушала в начале своей музыкальной карьеры Дженис Джоплин, так и осталась в плену этого образа…