Наш обозреватель посмотрел приуроченный к 75-летию окончания блокады Ленинграда фильм-катастрофу, рассказывающий о гибели на Ладожском озере баржи №752, и нашёл в отечественной ленте немало отсылок к известным картинам о войне, созданным британскими и американскими режиссёрами. Делает ли это фильм хуже?
Журналисты собрались вокруг пожилой женщины, которая пережила страшную катастрофу на воде, унёсшую жизни тысячи людей. Старушка рассказывает об ужасных событиях и о мужчине, занимавшем в её сердце особое место. Камера показывает предмет, напоминающий героине о давнем горе — и это не бриллиант «Сердце океана», это наручные часы, ведь речь идёт не о картине Джеймса Кэмерона «Титаник» (Titanic), а о фильме Алексея Козлова «Спасти Ленинград».
Режиссёр Алексей Козлов, ранее приложивший руку к сериалам «Чума», «Прииск» и «Всегда говори “всегда”», продемонстрировал, что умеет внимательно смотреть западные фильмы и даже относительно удачно им подражать. Так, например, в стоящих на пляже в ожидании эвакуации людях угадывается «Дюнкерк» (Dunkirk), а сцена боя с немцами отчётливо вызывает в памяти «Спасти рядового Райана» (Saving Private Ryan) или относительно недавнюю картину «По соображениям совести» (Hacksaw Ridge). При этом нельзя не признать, что бой за Невский пятачок снят весьма недурно, и портит его только извечная привычка российских киноделов для пущего реализма намазывать на лица актёров ровный толстый слой грязи — ведь чем грязнее, тем реалистичней!
Впрочем, к основной сюжетной линии этот замечательный бой не имеет почти никакого отношения, ведь картина всё же рассказывает о судьбе влюблённой парочки, плывущей по Ладоге на борту забитой людьми баржи. И тут вас ждёт несколько очевидных отсылок к упомянутому выше «Титанику». Если запотевшие стёкла автомобиля, в котором герой Гелы Месхи страстно целует девушку, ещё можно не заметить, то девушки, грустно пиликающие на скрипках в трюме идущей ко дну баржи, всем своим видом передают привет Кэмерону.
Местными Джеком и Розой стали дочь «врага народа» Настя, которую играет дочь Анастасии Мельниковой, и курсант-артиллерист Костя, воплощённый на экране сыном Марии Мироновой. «Огромный проект! Русский Титаник. С Богом, сын!Леонардо ди Каприо наконец отправим на заслуженный отдых», — писала Мария Андреевна в инстаграме после начала съёмок картины (сохранены авторская орфография и пунктуация — прим. «Я люблю кино»). После премьеры можно сказать с уверенностью сказать: в ближайшее время Леонардо отдых не светит. Андрей Миронов-Удалов — красивый юноша, но он не унаследовал даже толики таланта легендарного деда. А вот Мария Мельникова, несмотря на юный возраст, играет очень проникновенно и искренне, так что ей сложно не поверить.
Фильм «Спасти Ленинград» обладает рядом неоспоримых достоинств. Помимо крайне эффектно снятой сцены боя, упомянутой выше, следует отметить прекрасно реализованный шторм на Ладоге. Так красиво буйство стихии в отечественных фильмах ещё не показывали: баржа натужно скрипит и качается, палубу окатывают тонны воды, и сидящему в тёплом уютном кресле зрителю хочется поёжиться от бегущих по коже мурашек. Но при этом в кульминационный момент остро ощущается, что бюджет у картины далеко не голливудский — гибель судна нам толком не покажут, акцентируя внимание на судьбах главных героев и стыдливо оставляя на периферии катастрофу, которая унесла жизни тысячи с лишним человек.
Фильм «Спасти Ленинград» мог бы стать неплохой картиной, но Козлов, выступающий также в качестве сценариста, по всей видимости, руководствовался той же методичкой, что и создатели всех военных драм последних лет, запихнув в свою ленту все набившие оскомину штампы о «зверствах советской власти». Отец Насти (Валерий Дегтярь) посетует, что из-за бюрократической ошибки приказ о его освобождении затерялся на целый год, и пойдёт умирать на фронт. Отец Кости (Виталий Кищенко) будет рассказывать, что если баржа не уйдёт, его расстреляют. И конечно же не обойдётся без злобного НКВДшника, который будет издеваться над главным героем (и, опять-таки, грозить расстрелами).
Лишние сюжетные линии людей, которые «тоже спасали Ленинград», отвлекают внимание от событий на барже, снижают драматическую напряжённость, растягивают хронометраж и при этом практически ничего не добавляют картине. Режиссёр Алексей Козлов заявил, что при работе над фильмом поставил себе задачу снять хотя бы пару эпизодов, которые не стыдно было бы показать Спилбергу. Такие эпизоды в фильме в самом деле есть — жаль, что они теряются на фоне сумбурного и рваного сюжета, в котором недостаток логики пытаются компенсировать пафосом.