Найти тему
Расскажи мне сказку

Сказка про ведьму и о народном способе отвадить их от привычки влетать в печные трубы.

Сегодня будем читать украинскую сказку про ведьму. Конечно: раз про ведьму - то украинскую. Это еще Гоголь приучил.

Впрочем, нельзя отменить одного факта: однотипные действия в фольклоре южных и восточных славян совершают, как правило, люди разного пола. Для юга свойственно представление о "женской природе зла" и там ведьмы (и их разновидности, типа вещтиц-сорок) чаще всего выступают в роли носителей всяких колдовских штучек. На севере - наоборот: большая часть сказочных (и не сказочных типа быличек) сюжетов о колдовстве связаны с мужчинами-колдунами/ведунами.

Почему именно про ведьму? Потому что 31 января (по старому стилю - 18) было днем символической середины зимы. Кроме сугубо бытовых вопросов, связанных с достаточными запасами корма для скотины (до апреля, когда её можно будет отпускать пастись) были и обычаи сакральные. Считалось, что именно в этот день, ведьмы ночью покидают свои дома и отправляются на шабаш, где изрядно веселятся - поэтому им можно помешать вернуться.

-2
Ну, как в житейской ситуации - ушла жена из дома, а муж - оп-па - и замки в дверях поменял.

Делали следующее:

  • самим, в принципе, тоже было можно - но надежней считалось пригласить на ночь специально подготовленного знахаря.
Э-э-э, стоп, скажет внимательный читатель: какой смысл выгонять ведьму, если самим приглашать ведуна? Тут важно сказать об особенностях образа ведьмы в славянском фольклоре (на самом деле - не только славянском). В отличие от часто транслируемой позиции церкви, ведьмы и колдуны никогда не считались какими-то иномирными существами. Они не просто жили рядом с людьми - они и были людьми. Обладающими специальными знаниями и умениями (иногда - по итогам обучения, иногда - по наследству) - но людьми. Официальная церковь могла преследовать всех их, как "еретиков" - но для обычного человека важным было только на что направлены эти знания и умения. На пользу или на вред людям. Ведьмы чаще представлялись именно, как вредоносные (самое популярное "преступление" - нет, не болезнь или смерть, хотя это некоторые тоже умели - а воровство молока "из коровы" или порча посевов). Потому их и старались выгнать - а не из-за их "иномирности". Обратите внимание: в сказке мужик, узнав, что его жена - ведьма - никак её за это не ругает и с ней не разводится: ну, ведьма - и ведьма... Если ведьма или колдун не делали ничего плохого, а наоборот, помогали (лечили или находили пропавшие вещи) - по собственной инициативе к ним санкции применяли только официальные дознаватели или священники. Так что - смысл в приглашении "положительного" колдуна был и большой.
  • что ж, продолжим. Колдуна требовалось приглашать в дом, но об этом никому из домашних не сообщать. Все, понятно, все понимали - но внешняя тайна должна была быть соблюдена;
  • Во время подготовки к визиту, колдун должен был сделать две вещи: собрать золу "с семи дворов" и вытесать специальные клинья из дерева. И зола, и клинья надлежащим образом заговаривались;
  • В доме колдун читал нужные заклинания, рассыпал часть золы в "загнетке" (области печи, где хранились угли от предыдущей растопки - их можно было использовать в следующий раз при розжиге печи для экономии времени) и залезал под крышу, забивая клинья под "князек" ("конек") - продольный брус вдоль всей крыши. После обхода всех домов (это могла быть вся деревня) колдун выходил к околице (на западную сторону, откуда всегда подлетали ведьмы) и заговаривал тын, ограждающий деревню, рассыпая остатки золы;
Вообще, представление о золе/пепле, как могучем средстве от злых сил связано с еще языческими индоевропейскими огненными жертвоприношениями. То, что они сохранились в славянском фольклоре - неудивительно: огонь (то же огненное колесо на Масленицу/Купалу или сожжение черепа коня - постоянные обряды славян). Не случайно, именно в золе жили по многу лет не только Золушка, но и Иван Попялов, белорусский культурный герой, борец с нечистью.
  • вся процедура должна была закончиться до рассвета и "возвращения ведьм с шабаша".

Итогом становилось следующее: ведьмы "навеселе" не могли попасть ни в один из заговоренных домов. Если они там жили (как в сказке, в человеческом облике) или просто хотели залететь похулиганить - такую возможность они теряли - даже, если ухитрялись прорваться через "первую линию обороны", заговоренный плетень.

Еще одним вредноносным персонажем сегодняшнего дня считалась Чума (не путайте с Лихорадками). Весь прошлый день по представлениям славян (особенно южных) она оставалась "скованной" и возносила хвалу покровителю прошлого дня святому Антонию. А 18/31 января его "коллега" святой Афанасий на время выпускал её на волю.

-3

В отличие от европейских или азиатских представлений о чуме в обличии человека славянская Чума была, конечно, очень опасна (хотя "женские" болезни вообще считались менее опасны, чем "мужские", представлявшиеся в мужском облике) - но её можно было задобрить. Да и время ей действовать было не очень велико - на Чумной день в феврале (мы к нему еще придем) её заточали обратно.

О проводах Чумы и соответствующих обрядах у тех же болгар - еще расскажем.

Задобрить чуму можно было из-за очень простого "факта": она выпускалась людям за грехи и снабжалась не списком всех, кого должно уморить - а просто общим числом требуемых для расплаты жертв. Так что, смерть человека от внезапной болезни в европейском фольклоре была следствием того, что он наказан Богом - а в славянском, что он просто "не смог договориться".

Афанасий же и Антоний Великие (в другой версии - Афанасий и Кирилл) в южнославянском фольклоре выполняли "функцию" святых Козьмы и Дамиана - были "братьями-кузнецами". Если у восточных славян Козьма и Дамиан обычно побеждали и сковывали змея или его родственников , то у южных - Чуму.