Найти тему
Вокруг ТВ

Рецензия на фильм «Русский бес»: ядерная смесь из патриотизма, достоевщины и «Сиреневой луны» Агутина

Корреспондент «Вокруг кино» объясняет, почему новый фильм Григория Константинопольского, получившего приз за режиссуру на «Кинотавре», противопоказано смотреть ярым поборникам морали, и стоит всем остальным.

В прокат выходит седьмой по счету фильм Григория Константинопольского с выразительным названием «Русский бес». В английском варианте, кстати, тайтл звучит как Russian Psycho и такой перевод идеально отражает и чувство юмора его создателя, и двойственность природы главного героя (а если подумать, то и всего кинополотна в целом). В итоге в «Русском бесе» хватает референсов и к окровавленному герою Кристиана Бейла из «Американского психопата», и к произведениям Достоевского, и патриотизму с православием, и к «Сиреневой луне» Леонида Агутина. Иными словами, смесь получается ядерной, а Константинопольский постепенно подогревает ее – постоянными появлениями звезд в самых непредвиденных амплуа, современной и не очень музыкой, а также литрами проливающейся в кадре крови.

В центре повествования оказывается молодой художник-дизайнер Святослав Иванов (его играет сын лидера «Машины времени» Иван Макаревич). Он недавно встретил девушку своей мечты Асю (Любовь Аксенова) и теперь готов на все, чтобы после свадьбы обеспечить ей достойный уровень жизни. Даже на поход к отцу избранницы за деньгами – Святослав планирует открыть ресторан и нуждается в стартовом капитале. Но, получив желаемое, герой сталкивается с новыми проблемами. Строго воспитанная Ася раз за разом отказывается от интимной близости до свадьбы. Отец явно не одобряет выбор дочери и наблюдает за каждым шагом Святослава. А его самого затягивает в коррупционную воронку – кормиться к нему ежедневно ходят по несколько человек из различных инстанций.

Кадр из фильма «Русский бес»
Кадр из фильма «Русский бес»

В определенный момент у Святослава срывает крышу и в кадре как по щелчку возникают бесперебойные секс и насилие. Героя происходящее беспокоит мало, ведь он, по совету местного батюшки, попросту воображает себе то, что сделал бы с ненавистными людьми, таким образом борясь с многочисленными соблазнами. Но, как известно, единственный способ избежать искушения – поддаться ему.

Говорить дальше о похождениях Святослава в равной степени бессмысленно и беспощадно: от знания всех его действий пропадает острота и новизна ощущений. А их тут хватает: не каждый день на большом экране можно увидеть столько извращений, поданных, впрочем, весьма стильно и оригинально. Оправдание всем этим зверствам и животным импульсам тоже находится довольно быстро. Святослав и сам говорит, что представляет себя карикатурой, а потому фарс, сюр и гиперболизация – его неотъемлемые спутники.

Кадр из фильма «Русский бес»
Кадр из фильма «Русский бес»

При просмотре фильма бросается в глаза и необычная структура сюжета: «Русский бес» поделен на озаглавленные микроэпизоды, каждый из которых носит имя конкретного героя. Кроме того, в картине почти не смолкает закадровый голос, окончательно стирающий для зрителя грань реальность-вымысел, погружая в хаос, в котором живет Святослав, не понимая, кто он сам и кто те люди, что его окружают.

Разумеется, картина Константинопольского – это в первую очередь бенефис Ивана Макаревича. Поначалу складывается впечатление, что ему не удастся вытянуть из себя того безумца, которым он должен выглядеть на экране. Но спустя какое-то время зритель втягивается и понимает, что в первые секунды лицо героя смотрелось застывшей маской лишь потому, что он сам назвал свою улыбку резиновой. В остальное время от Ивана сложно отвести взгляд – настолько маниакально он выглядит, и это один из лучших комплиментов, которые можно ему отвесить.

И, в общем-то, Макаревич очень ловко переключается из режима «тварь я дрожащая» в «или право имею». Причем в обоих ипостасях он выглядит максимально правдоподобно – и когда паникует, и когда бросается на окружающих с горящими дьявольским огнем глазами. То, что крыша у его героя едет конкретно, даже не ставится под сомнение.

И, в общем-то, Макаревич очень ловко переключается из режима «тварь я дрожащая» в «или право имею». Причем в обоих ипостасях он выглядит максимально правдоподобно – и когда паникует, и когда бросается на окружающих с горящими дьявольским огнем глазами. То, что крыша у героя едет конкретно, даже не ставится под сомнение.

Кадр из фильма «Русский бес»
Кадр из фильма «Русский бес»

Не отстают от Ивана Макаревича и другие звезды, занятые в картине. Большинство из них являются просто фоном для главного героя, холстом, на котором он творит свои безумства. Но благодаря разделению фильма на своеобразные подглавы каждый из них получает возможность стать настоящим королем или королевой эпизода. Даже если ему отведено не больше десяти минут в кадре, как, например, Максиму Виторгану или Тимофею Трибунцеву, или и вовсе пара минут, как Алисе Хазановой, Маше Цигаль и Юлии Ауг.

Больше экранного времени достается Виталию Кищенко и Виктории Исаковой, играющих родителей Аси. С родителями возлюбленной у Святослава случаются занимательные беседы и не только. Отлично смотрится на экране и Любовь Аксенова, украшающая собой кадр. А здесь от ее героини большего и не требуется. К слову, «Русский бес» невероятно стильно и местами даже показательно снят. Он не скатывается и не превращается в один большой клип, хотя периодически у зрителя может возникнуть такое опасение, в нем очень дельный и юморной монтаж, и разноплановые эпизоды – зашкаливающий гламур в клубных сценах и умиротворяющая природа в тех, которые можно назвать церковными.

Кадр из фильма «Русский бес»
Кадр из фильма «Русский бес»

Основополагающим категориям вроде православия и патриотизма в «Русском бесе» тоже отведено немало времени. Святослав, вдохновляясь речами умудренного годами батюшки (Александр Стриженов) и натягивая угольно-черные перчатки, то и дело призывает себя и всех остальных бороться с врагами России, но даже при всей ироничности таких моментов, палку создатели не перегибают, а вложенные в уста главного героя слова нельзя упрекнуть в какой-либо аполитичности или желанию поспекулировать. Нет, это написано и сыграно прямолинейно и искренне, со всеми возможными любовью и страстью, а потому цепляет.

Впрочем, назвать «Русского беса» образцовым кино по определенным причинам все же не получится. В частности, потому, что в картине слишком сильно затянут третий акт. И это особенно критично смотрится на контрасте с первыми двумя – адреналиновыми, дикими и положительно бесшабашными. Ближе к финалу из кадра ненадолго пропадает и Иван Макаревич, и большая часть других героев, зато на вполне законных основаниях появляется сам Константинопольский. К слову, при просмотре финальных титров обратите внимание на то, как зовут его персонажа, чтобы он не оставался загадочным «Неизвестным».

Кадр из фильма «Русский бес»
Кадр из фильма «Русский бес»

На смену насилию и рок-н-роллу в кадре приходят рефлексия и небезынтересная, но все же немного тоскливая философия, которая сильно тормозит происходящее. При этом лента, что удивительно, не теряет ни капли стиля или иронии. И такой подход, с одной стороны, не позволяет финальному впечатлению окончательно и бесповоротно испортится, а с другой, все же заметно его смазывает – слишком резко меняется ритмика повествования.

«Русский бес» – кино, в общем, самобытное, смешное и страшное. То есть снятое очень по-русски.

По итогу стоит заметить, что «Русский бес» определенно кино не для всех, даже несмотря на пометку «фестивальный фильм», которым лента обзавелась на прошлогоднем «Кинотавре», получив приз за лучшую режиссуру. Это картина, в которой поднимаются не самые нейтральные вопросы и затрагиваются спорные темы (духовность, скрепы, жадность, успех, любовь, амбиции, патриотизм и много чего еще), кто-то постоянно умирает (неважно в фантазиях или наяву, происходит это довольно красочно) или ходит в крови. Здесь очень много сцен с сексуальным насилием, расстрелами случайных (или неслучайных) людей и даже ограблением банка, а героем оказывается человек, который одновременно одержим своими страстями и беспокойством за свою собственную душу – в голове Святослава будто заела строчка You don't want my love, you want my soul.

Кадр из фильма «Русский бес»
Кадр из фильма «Русский бес»

В понимании Константинопольского русская ментальность – это и тоска по девяностым (конечно же, не всерьез), и «Преступление и наказание» (один раз в виде шутки, другой – в качестве наглядной иллюстрации с размахиванием топором). Такой же получилась и его картина – очень русской. Другими словами – самобытной, а еще такой, что ее одновременно и смешно, и страшно смотреть.

Трейлер фильма «Русский бес»

Читайте также:

«Фаворитка», «Русский бес», «Рассвет» и другие киноновинки проката

Андрей Макаревич поддержал сына на премьере фильма «Русский бес»