Найти тему
sevprostor

Пили ли северные народы водку до ХХ века (и если да, то из чего ее могли делать)

Комментаторы подкинули очередную тему для статьи, споря - пили ли на севере активно спирт или нет. Одни утверждают, что, мол, "не было на Севере алкоголизма; если пить будешь-погибнешь", другие противоречат, говоря, что "не мог Север ну полностью быть изолированным от алкоголя веками, вплоть до начала прошлого века."

В общем, что мы можем утверждать бесспорно, так это то, что с массовым освоением Арктики и завозом спирта с Земли, северные народы получили доступ к большому количеству водки, отчего в самом деле многие начали спиваться. И поняв это, сами же русские стали ограничивать им доступ спиртного. Произошло это как раз в начале 20 века.

Вот один из таких примеров. Недавно я наткнулась на письмо, отправленное Илье Вылке (он был не только известным художником, но и Председателем Новоземельского совета):

На вашу просьбу о завозе хлебного вина на острова Ледовитого Океана Северный Комитет сообщает что взгляд на то, что вино является согревающим средством - не верен, так как всеми полярными исследователями и экспедициями доказано, что наоборот - вино способствует простуживанию и заболеваниям тем более, что на Новой Земле оно употребляется не как средство согревающее, а как средство опьяняющее, при чем употребляется сразу в большой дозе, до потери сознания и не только мужчинами, но и женщинами и даже детьми, что совершенно недопустимо, поэтому в будущем норма вина будет уменьшаться, а впоследствии заброска и совсем прекратиться, к чему вы и должны своевременно подготовить население всех становищ.

Но теперь возникает вопрос - а пили ли народы севера спиртное до ХХ века. И главное - могли ли они его изготавливать самостоятельно.

Да, на самом деле и пили, и изготавливали. Например, якуты, и многие другие народы Сибири делали водку из молока (тарасун).

На фото конец 19 века, процесс изготовления такой водки
На фото конец 19 века, процесс изготовления такой водки
Приготовляется она из из кобыльего и реже коровьего молока, заквашенного молочными дрожжами. Молоко это и остатки от пахтанья масла кипятятся в котле, из которого проведена изогнутая трубка в особый чугунный кувшин, где охлаждаются молочные пары, перегоняемые нагреванием через трубку; если кувшин поставлен в холодную воду, то в нем получается молочная водка — Тарасун, а в котле остается полужидкий и очень кислый творог. При перегонке, повторенной несколько раз, получается более крепкая водка.

Вот на фото еще один старинный самогонный аппарат, у которого деревянные трубки соединяют котел с кипящей закваской и кувшины, стоящие в деревянной кадке с холодной водой, где хмельной пар превращается в горячительную жидкость.
Вот на фото еще один старинный самогонный аппарат, у которого деревянные трубки соединяют котел с кипящей закваской и кувшины, стоящие в деревянной кадке с холодной водой, где хмельной пар превращается в горячительную жидкость.

То есть, как минимум мы видим, что народы севера, занимающиеся разведением лошадей, делали спиртное из молока. И происходило это издревле.

А даже если это самое спиртное сами не производили, то без проблем могли купить. Возьмем карелов, поморов, коми, саамов и пр. Они хоть и жили в Заполярье, при этом ничто не мешало им покупать спиртное у русских. Или обменивать его на различные товары - ту же добытую на промысле дичь, шкуры, рыбу.

Да даже живя в отделенной Арктике, была возможность купить спирт у купцов - специально приезжающих для обмена товарами. Вот, например, история села Хабарово, что находится у Карского моря, на Югорском полуострове - почти напротив острова Вайгач.

Хабарово до 20 века представляло собою сборный пункт, куда самоеды свозили все, что напромышляли в течение зимы. Весь промысел сдавался скупщикам, которые снабжали в свою очередь самоедов жизненными припасами и посредством водки и невероятно наглого обмана обирали все, что только можно вырвать от пьяного и доверчивого самоеда.

-4

Потребление спиртного, вероятно, ограничивалось только количеством денег. А какое-то особо трепетное отношение к трезвости - вряд ли было.

Вот, например, цитата из книги «Мурман. Очерки истории края 19-начала 20 века» Попова и Давыдова.

«С появлением регулярных пароходных рейсов на Мурман отпала необходимость совершать длительные пешие переходы к местам промыслов; большая часть поморов стала добираться туда на судах Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Но как!
Отъезд сопровождался отвальной, на которой многие промышленники напивались «до положения риз и в таком виде, чуть ли не на руках вносимые на пароход, пускались в море».
В пути «пьяная оргия» продолжалась. Взятая с собой, про запас водка быстро заканчивалась, однако на пароходе ехали и «бабы, эти мурманские маркитантки, с запасом спирта и водки», продаваемою тут же значительно дороже казенной цены. Здесь же мелкие скупщики рыбы («бочечники») снабжали поморов водкой в долг, под будущий промысел, из запасов, провозимых на Мурман «для собственного потребления».
Высадившись на берег, отмечали «привальное», или «со свиданием», «за успех промыслов». Вновь прибывших в становищах уже поджидали любители легкой наживы, заранее приготовившие запасы русской водки и иностранных рома, ликеров, пива и других напитков к промысловому сезону. Празднование, поражавшее очевидцев своим масштабом, продолжалось «на пьяную голове не успевшую еще освежиться от атмосферы пароходных трюмов» в течение нескольких дней.

Или вот рассказ, как помор напоил лопарей, чтобы купить у них шкуры подешевле (автор Мелетиев В.И, опубликовано в 1911 году):

Около стола маленькая лопарка, жена Федота, с широким, в скулах раскрасневшимся лицом, уже успевшая надеть новый сарафан с нашитым золотым позументом и прицепившая на голову подобие повойника с бисерными узорами, в виде разных геометрических фигур, резала хлеб большими ломтями.
- А позвольте вас поздравить спервоначалу, Марья Егоровна, хозяюшка, - говорил помор, изобразив улыбку и протягивая лопарке стакан с водкой.
Лопарка взяла стакан и быстро выпила.
- А теперь и с вами, - продолжал он, принимая стакан и быстро наполняя его из жестянки.
- Все, крещены, будьте здоровы, - провозгласил приезжий, опрокидывая стакан в глотку и тотчас же передавая его Федоту.
Федот перекрестился, сказал "с широкой масленицей", поклонился по сторонам и тоже выпил свою порцию.
Из котлов таскали мясо прямо руками, резали на столе каждый своим ножом, и ели. Продолжение тут.


В общем, таких цитат можно привести множество. Но смысл тут в том, что, конечно, водку (и спиртное в принципе) на севере пили издавна. Одни могли ее производить сами (как якуты, например). Другие покупали/обменивали ее у русских или иностранных купцов. Третьи долгое время не могли производить и активно покупать (как ненцы, коряки или чукчи, например), но как только получили доступ к водке, тоже, конечно, стали ее пить. Так что совершенно нельзя говорить, что водка (и алкоголизм) появились на Севере только в 20 веке, это совершенно не так.