Комментаторы подкинули очередную тему для статьи, споря - пили ли на севере активно спирт или нет. Одни утверждают, что, мол, "не было на Севере алкоголизма; если пить будешь-погибнешь", другие противоречат, говоря, что "не мог Север ну полностью быть изолированным от алкоголя веками, вплоть до начала прошлого века."
В общем, что мы можем утверждать бесспорно, так это то, что с массовым освоением Арктики и завозом спирта с Земли, северные народы получили доступ к большому количеству водки, отчего в самом деле многие начали спиваться. И поняв это, сами же русские стали ограничивать им доступ спиртного. Произошло это как раз в начале 20 века.
Вот один из таких примеров. Недавно я наткнулась на письмо, отправленное Илье Вылке (он был не только известным художником, но и Председателем Новоземельского совета):
На вашу просьбу о завозе хлебного вина на острова Ледовитого Океана Северный Комитет сообщает что взгляд на то, что вино является согревающим средством - не верен, так как всеми полярными исследователями и экспедициями доказано, что наоборот - вино способствует простуживанию и заболеваниям тем более, что на Новой Земле оно употребляется не как средство согревающее, а как средство опьяняющее, при чем употребляется сразу в большой дозе, до потери сознания и не только мужчинами, но и женщинами и даже детьми, что совершенно недопустимо, поэтому в будущем норма вина будет уменьшаться, а впоследствии заброска и совсем прекратиться, к чему вы и должны своевременно подготовить население всех становищ.
Но теперь возникает вопрос - а пили ли народы севера спиртное до ХХ века. И главное - могли ли они его изготавливать самостоятельно.
Да, на самом деле и пили, и изготавливали. Например, якуты, и многие другие народы Сибири делали водку из молока (тарасун).
Приготовляется она из из кобыльего и реже коровьего молока, заквашенного молочными дрожжами. Молоко это и остатки от пахтанья масла кипятятся в котле, из которого проведена изогнутая трубка в особый чугунный кувшин, где охлаждаются молочные пары, перегоняемые нагреванием через трубку; если кувшин поставлен в холодную воду, то в нем получается молочная водка — Тарасун, а в котле остается полужидкий и очень кислый творог. При перегонке, повторенной несколько раз, получается более крепкая водка.
То есть, как минимум мы видим, что народы севера, занимающиеся разведением лошадей, делали спиртное из молока. И происходило это издревле.
А даже если это самое спиртное сами не производили, то без проблем могли купить. Возьмем карелов, поморов, коми, саамов и пр. Они хоть и жили в Заполярье, при этом ничто не мешало им покупать спиртное у русских. Или обменивать его на различные товары - ту же добытую на промысле дичь, шкуры, рыбу.
Да даже живя в отделенной Арктике, была возможность купить спирт у купцов - специально приезжающих для обмена товарами. Вот, например, история села Хабарово, что находится у Карского моря, на Югорском полуострове - почти напротив острова Вайгач.
Хабарово до 20 века представляло собою сборный пункт, куда самоеды свозили все, что напромышляли в течение зимы. Весь промысел сдавался скупщикам, которые снабжали в свою очередь самоедов жизненными припасами и посредством водки и невероятно наглого обмана обирали все, что только можно вырвать от пьяного и доверчивого самоеда.
Потребление спиртного, вероятно, ограничивалось только количеством денег. А какое-то особо трепетное отношение к трезвости - вряд ли было.
Вот, например, цитата из книги «Мурман. Очерки истории края 19-начала 20 века» Попова и Давыдова.
«С появлением регулярных пароходных рейсов на Мурман отпала необходимость совершать длительные пешие переходы к местам промыслов; большая часть поморов стала добираться туда на судах Архангельско-Мурманского срочного пароходства. Но как!
Отъезд сопровождался отвальной, на которой многие промышленники напивались «до положения риз и в таком виде, чуть ли не на руках вносимые на пароход, пускались в море».
В пути «пьяная оргия» продолжалась. Взятая с собой, про запас водка быстро заканчивалась, однако на пароходе ехали и «бабы, эти мурманские маркитантки, с запасом спирта и водки», продаваемою тут же значительно дороже казенной цены. Здесь же мелкие скупщики рыбы («бочечники») снабжали поморов водкой в долг, под будущий промысел, из запасов, провозимых на Мурман «для собственного потребления».
Высадившись на берег, отмечали «привальное», или «со свиданием», «за успех промыслов». Вновь прибывших в становищах уже поджидали любители легкой наживы, заранее приготовившие запасы русской водки и иностранных рома, ликеров, пива и других напитков к промысловому сезону. Празднование, поражавшее очевидцев своим масштабом, продолжалось «на пьяную голове не успевшую еще освежиться от атмосферы пароходных трюмов» в течение нескольких дней.
Или вот рассказ, как помор напоил лопарей, чтобы купить у них шкуры подешевле (автор Мелетиев В.И, опубликовано в 1911 году):
Около стола маленькая лопарка, жена Федота, с широким, в скулах раскрасневшимся лицом, уже успевшая надеть новый сарафан с нашитым золотым позументом и прицепившая на голову подобие повойника с бисерными узорами, в виде разных геометрических фигур, резала хлеб большими ломтями.
- А позвольте вас поздравить спервоначалу, Марья Егоровна, хозяюшка, - говорил помор, изобразив улыбку и протягивая лопарке стакан с водкой.
Лопарка взяла стакан и быстро выпила.
- А теперь и с вами, - продолжал он, принимая стакан и быстро наполняя его из жестянки.
- Все, крещены, будьте здоровы, - провозгласил приезжий, опрокидывая стакан в глотку и тотчас же передавая его Федоту.
Федот перекрестился, сказал "с широкой масленицей", поклонился по сторонам и тоже выпил свою порцию.
Из котлов таскали мясо прямо руками, резали на столе каждый своим ножом, и ели. Продолжение тут.
В общем, таких цитат можно привести множество. Но смысл тут в том, что, конечно, водку (и спиртное в принципе) на севере пили издавна. Одни могли ее производить сами (как якуты, например). Другие покупали/обменивали ее у русских или иностранных купцов. Третьи долгое время не могли производить и активно покупать (как ненцы, коряки или чукчи, например), но как только получили доступ к водке, тоже, конечно, стали ее пить. Так что совершенно нельзя говорить, что водка (и алкоголизм) появились на Севере только в 20 веке, это совершенно не так.