«Коллекторы» и хроники нуара
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!
День добрый, дорогие друзья! Рад приветствовать тех, кто читает меня в первый раз, а также тех, кто пришел к нам с канала REDCAT. Как вы можете догадаться, прочитав название этого канала, он будет посвящен нуару – уникальному культурному явлению, в первую очередь характеризующим криминальные драмы 40-50-ых годов. Нет так давно издательство «Пятый Рим» выпустило мою книгу «Пули, кровь и блондинки», что может считаться первым полновесным (то есть в формате полноценной книги) исследованием на данную тему. Если вы еще не приобрели эту книгу, то настойчиво рекомендую. Сразу же оговорюсь, что если вы покупаете принципиально на «Озоне», то в ближайшие дни книга вновь появится в этом онлайн магазине в продаже.
А на нашем канале мы будем рассматривать сюжеты, которые в силу целого ряда причин остались за «бортом» книги. В основном наши беседы будут посвящены кинематографу.
Ушедший совершенно недавно в прошлое 2018-ый год был богат на события, связанные с нуаром. Главными героями этого кино-жанра обычно являются люди в известной степени сомнительные. Их нельзя отнести ни категории «безусловно хороших», ни «безусловно плохих». Именно таковыми являются главные действующие лица фильма «Коллекторы». Их собственно два – явление, не слишком распространённое в нуаре, да и сам фильм приобретает черты «мрачного кино» отнюдь не сразу. Поначалу возникает ощущение, что речь идет о малобюджетных боевиках рубежа 80-90-ых годов прошлого века. Поскольку именно эти ленты пришлись на «эпоху отечественных видеосалонов», то сразу же возникло «теплое» чувство ностальгии. Опять же нельзя забывать о том, что режиссер Джесси Джонс делает из слабеньких актеров, путь категории Б, но всё-таки звезд.
Завязка почти стандартная для указанного периода, хорошему парню требуются деньги, и он нанимается на плохую работу. Работать приходится даже не столько коллектором, а вышибалой долгов при весьма сомнительном типе. Нуар обнаруживается тогда, когда у любителя помахать ногами и кулаками англичанина по кличке «Француз» (!!!) объявился напарник. Чтобы понять иронию режиссера, надо отметить, что действие происходит во Лос-Анжелесе. А если бравый каратист - это «привет боевикам», то вечно похмельный и злобно ироничный «коллектор-ветеран», это явные аллюзии к нуару. И именно в нуар сползает поначалу даже местами ироничный сюжет фильма. «Герой кинобоевика» внезапно обнаруживает, что взывание заложенности не самое благородное, но весьма опасное дело. Причем первое гнетет каратиста много больше, чем второе.
Искромётные диалоги («Я занимаюсь этим всего лишь пару дней, но уже хочу напиться до беспамятства») сменяются мрачноватыми рассуждениями о морали и совести. Последняя просыпается весьма не кстати, когда парочке поручают разыскать некого ирландца. И теперь напарники превращаются в привычных для нуара частных детективов. Хотя в отличие от банальных костоломов они излишне часто задаются вопросами. А если принимать во внимание, что по мере приближения к финалу в кадре всё чаще мелькают документальные кадры со скотобойни, то начинаешь догадываться, что счастливого окончания ожидать не стоит. Героев ведёт к гибели вовсе не их совесть, а обстоятельства, но фильм говорит о том, что совесть вовсе не всегда в состоянии изменить ситуацию. В итоге складывается обстановка «совести вопреки».
Финальный батл складывает воедино картинку из множества ранее мелькавших в кадре «пазлов». Обретают смысл и друзья, которые в нуаре вовсе не друзья и верить им нельзя, и немецкий автомат, из тех что мы привыкли именовать шмайссерами. Но нам само деле, они - MP-40. От нуара фильму досталась также бессмысленность жертвы, которую герои принесли сами себя. Зря? Может и не зря. В любом случае спасенный ими «ирландец» (вместе с дочкой) не слишком-то внешне озадачен. Да и дочка, поглощая в кафе мороженное и что-то мясное, спрашивает: «Папочка, а коровушкам нравится становиться котлетами?» Конечно, они об этом всею жизнь мечтали…