Про веганов поговорили в предыдущей статье, перейдем теперь к историческим корням вегетарианства.
1.Вегетарианство и «ведическая кулинария»
Нью-эйдж эзотерика в условиях нашего времени удачно мимикрировала и в такое явление как «ведическая культура». Все эти «ведическая культура», «ведическая кухня» и так далее плотно ассоциируются с вегетарианством. Так как Веды якобы устанавливают запрет на употребление мяса.
Но в Ведах (и в сопутствующих текстах – упанишадах, пуранах и других) воз и тележка упоминаний о забое скота, о еде мяса, о подношении его богам. Но ни слова нет о вегетарианстве.
Нет ни слова о вегетарианстве в «Махабхарате».
В Аюрведе наоборот, есть рекомендации, в каких случаях лучше употреблять мясо того или иного животного.
На самом деле вегетарианство не имеет никакого отношения ни к Ведам, ни ко времени их создания, ни к «ведической культуре». Это намного более поздний феномен.
Употреблять слово Веды везде, где ни попадя, нынче очень финансово выгодно. На этом поприще сейчас резвятся различные лекторы-аферисты, вегетарианцы-радикалы, и сторонники теорий об исключительности славянской (арийской) духовности.
«Всех их объединяет одно — о ведах они в большинстве своем не имеют ни малейшего представления. А те, кто такое представление имеет, сознательно или бессознательно искажают изначальный смысл вед.
Классических вед четыре — Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Это собрания гимнов, песнопений, жертвенных заклинаний, а вовсе не «вселенских законов», как это преподносят сегодня «знатоки вед».
А потребитель — этот «вечный младенец, требующий соски» (Э. Фромм) — не думает. Он потребляет. В том числе и эрзац-духовность, эрзац-эзотерику, эрзац-культуру.
Ему сказали, что согласно ведам нужно быть вегетарианцем. Он верит. Он же не станет сам читать веды, чтобы убедиться, что всё совсем иначе и авторы вед от мяса отнюдь не отказывались, а очень даже его употребляли в пищу.»
Ригведа говорит нам:
(Те,) кто осматривает коня, когда он готов, Кто говорит: Он пахнет хорошо. Снимай (его). И кто ожидает угощения мясом скакового коня, – Их воспевание пусть также нам благоприятствует! Та палочка, чтобы пробовать из котла при варке мяса, Те чаши для наливания жижи, Дымящиеся крышки горшков, Крюк, блюда – (все они) служат коню.
Атхарваведа однозначно указывает нам:
Для тела мы добываем мясо, жизненный дух! В сыром, в хорошо сваренном, в созревшем… Да будет этот (человек) без болезни!
А если вдруг у кого сомнения возникли то можно «замутить» чего нибудь хитрое с текстом вед. И с умным видом продекламировать такую цитату якобы доказывающую осуждение ведами мясоедства:
Тому, кто вкушает плоти человека, лошади или другого животного и, убивая коров, лишает людей молока, о царь, если такого демона нельзя образумить другими мерами, ты должен, не дрогнув, отрубить ему голову.
«Риг Веда», 10.87.16. Цитата взята с одного из форумов.
Отрубить голову за мясоедство. Гуманно, однако Но есть один нюанс. Мы имеем дело в данном случае с подтасовкой и манипуляцией. Возьмем научный перевод этих строк. Оказывается Мандала X, 87 — это гимн «К Агни — убийце ракшасов».
И вот о чем просят бога Агни:
16. Какой колдун умащается кровавой человечиной,
Какой кониной, какой говядиной,
Кто отбирает молоко у коровы, о Агни,
Размозжи тем головы (своим) жаром.
Не правда ли, совершенно иной смысл.
Речь идет о колдунах-ракшасах. Автор гимна сообщает, что он:
Убийцу ракшасов победоносного кропит жиром» (!) и обращается к нему с просьбой защитить от ракшасов и убить этих «пожирателей сырого (!) мяса.
Сергей Мазуркевич
2. Йоги
Теперь перейдем от Вед к йогам.
Ахимса, то есть ненасилие, непричинение вреда живым существам, является, согласно «Йога Сутрам» Патанджали, первым принципом йоги. Однако у Патанджали нет ни слова о вегетарианстве и запрете на употребление мяса. Как, впрочем, и других диетических рекомендаций.
Запрет на употребление мяса встречается только в «Хатха-йога Прадипике», однако здесь запрещается также творог, сливочное масло, чеснок и много еще чего. И этот запрет никак не связывается с ахимсой, а касается только правил питания. Вообще, похоже, что, давая эти рекомендации, Сватмарама – автор «Хатха-йога Прадипики» руководствовался, скорее, гигиеническими и практическими соображениями, а не этическими принципами
Принято считать, что Индия вегетарианская страна. Но это не совсем правда. Точнее совсем не правда. Довольно значительная часть жителей Индии, это около 200 миллионов, мусульмане, которые никогда вегетарианцами не были и вряд ли будут. Тоже самое можно сказать и о сикхах, а это около 20 миллионов. Нет также строгого запрета на употребление мяса и в буддизме. Вегетарианства же по этическим и религиозным соображениям строго придерживаются представители высших каст, а также джайны.
Мы же будем говорить в основном об индуистах, а это более 800 миллионов индийцев.
Среди тех, кто интересуется Индией широко распространено мнение, что все приверженцы индуизма — вегетарианцы. Тем более, тех, кто не ест мясо потому, что оно им не по карману, нельзя назвать истинными вегетарианцами. А таких среди индуистов большинство. И, во-вторых, ошибочно было бы называть индийское вегетарианство сугубо «этическим». К нему привели разные причины, которые мы сейчас подробно и рассмотрим.
1. Климатическая.
Там где тепло, например, на Юге страны, значительно легче обходиться без мяса, чем на севере. Этнографические исследования, проводившиеся в разных регионах Индии, показывают, что и в наше время в Северной Индии мясные продукты употребляются гораздо чаще, чем в остальной Индии. Кроме того, что естественная потребность в мясе в относительно суровых условиях Севера Индии (в первую очередь, горных районов) гораздо выше, здесь гораздо легче хранить мясо долгий срок, что, например, в условиях Юга Индии до эпохи холодильников было весьма проблематично.
При этом жители горных районов по понятным причинам не имеют возможности жить за счет сельскохозяйственных культур и, если бы они не питались мясом, то чем бы они тогда питались? Там же где фрукты и овощи растут практически круглый год и дешевы – естественно идет уменьшение потребление более дорого мяса, которое к тому же в жарком климате еще и быстро портится и становится источником инфекционных заболеваний. Однако животный белок и там употребляют в достаточном количестве: молочка, птица, рыба, кое-где насекомые. Кстати, по пищевой ценности какая-нибудь саранча изрядно превосходит говядину.
2. Еще один, очень важная, если не основная, причина - экономическая.
Распространение вегетарианства напрямую связано с переходом на земледельческий уклад хозяйства. Животных и, в первую очередь, коров стало невыгодно убивать.
Причины? Всё просто. Индийцев много, а коров – мало. В том числе из-за скудности фуража . Сколько мяса даст одна корова? Не так уж и много. И - один раз. В жарком климате мясо долго не храниться. А живая корова - это молоко и масло. Быки - тягловый скот. Съели коров и быков – померли с голоду.
Но и это не главное. Гораздо важнее то, что в связи с начавшимся пару тысяч лет назад обезлесением Индо-Гангской низменности:
только избыток поголовья коров позволял индийской деревне, в условиях крайней дефицитности дров, решать топливную проблему путем производства кизяка
«Этнография питания народов стран Зарубежной Азии»
под ред. Арутюнова, 1981 г.
Коровьи кизяки — это и топливо и строительный материал.
Получается, что живая корова экономически гораздо выгоднее.
3. И уже на закуску причина этническая.
Она связан с внедрением в общественное сознание принципа Ахимса («не причинение вреда»). Происходило это примерно на рубеже эпох, когда в Индии был силён буддизм, и начиналась реформация индуизма. В это время из буддизма были сделаны важные заимствования.
В то же время процесс «овегетарианивагия» индийцев был не такой уж и быстрый. Так, в «Артхашастре», излагаются правила содержания боен и хранения мяса, а о различных мясных блюдах упоминают самые разные древние индийские источники.
И что самое главное при этом:
Будда ни когда не запрещал есть мясо. При этом он пресекал опытки Дэвадатты ввести вегетарианство.
Приписываемые Будде слова о недопустимости мясоедения находятся не в Дхаммападе, а, например, в Сурамгама-сутре, чьё первое появление в Китае, а не в Индии, датируется примерно восьмым веком. Уже тогда сутра подозревалась в апокрифичности. Да и фрагменты других сутр, содержащие критику мясоедения, имеют сомнительное происхождение.
ВЫВОД:
Если вы видите в Интернете что-то наподобие «Будда говорил» или «Веды утверждают» — будьте осторожны! Читайте первоисточники, если вам это интересно, но не верьте проходимцам.
Сергей Мазуркевич
Андрей Гороховик, Минск - 2019
При написании статьи были использованы материалы из статей Сергея Мазуркевича и Ольги Прилепововой, врача и преподавателя йоги.