Активные участники октября, гражданской войны, первый руководители рыбного хозяйства Советской России
Создание и развитие рыбного хозяйства. Годы становления
Иностранная военная интервенция и гражданская война нанесли огромный ущерб рыбному хозяйству Советской страны. Центральным комитетом партии большевиков и Советским правительством срочно были приняты решительные меры для развития рыболовства в Советской России.
Подписанное В.И. Лениным 29 декабря 1920г. постановление Совета Труда и Обороны «О мерах, обеспечивающих успешность рыбных заготовок» гласило: «…Все Главки, Центры и другие органы Высшего Совета, а также другие правительственные учреждения рассматривают не позднее трех дней по поступлении все требования Главрыбы … и удовлетворяют их первую очередь после военных заданий».
По решению правительства рыбакам Севера было передано 12 военных тральщиков, составивших ядро промыслового тралового флота.
В срочном порядке ремонтировались оставшиеся после войны рыболовные суда. В целях повышения добычи рыбы и облегчения условия труда рыбаков, решено было устанавливать на суда двигатели. На национализированных верфях началось строительство первых советских промысловых судов. Текстильные и сетевязальные фабрики получили большие заказы на изготовление орудий промысла. В рыбном хозяйстве страны возросла роль государственного лова.
Для охраны рыбных и звериных угодий была создана государственная инспекция.
Первые советские траулеры
Перед советским государством встал вопрос об освоении новых морских промысловых районов на Северо-Западе и Дальнем Востоке. Для этого необходимо было построить специальные рыбопромысловые суда, способные вести траловый лов рыбы в открытом море.
Успехи социалистический индустрии, опыт советских судостроителей и рыбаков-промысловиков позволили за короткий срок создать такие морские суда. В 1930г. по инициативе С.М. Кирова в Ленинграде развернулось серийное строительство первых советских рыболовных траулеров.
Это были стальные суда водоизмещением более 1100т. И мощностью главной машины 650л.с. Они выгодно отличались от зарубежных как мощностью, так и более совершенным промысловым и технологическим оборудованием. В довоенные годы в Советском Союзе было построено 56 таких траулеров.
Рыбаки идут в колхозы
Коллективизация рыбацких хозяйств открывала новые возможности для развития рыбных промыслов в стране. Объединение мелких хозяйств позволило рыбакам использовать современные суда, применить более совершенные, механизированные способы добычи и обработки рыбы, резко повысить производительность труда.
Огромную роль в укрепление и развитии рыбацких артелей и колхозов сыграли государственные моторно-рыболовецкие станции. С их помощью рыбаки-колхозники стали применять такие способы лова, как кошельковый и дрифтерный, начали осваивать отдаленные промысловый районы.
За десять лет самоходный флот, находящийся в пользовании рыболовецких колхозов, вырос более чем в 6 раз, а вылов рыбы на каждого колхозника увеличился почти вдвое и составил около 60 ц в год. В 1940г. колхозы, обслуживаемые моторно-рыболовецкими станциями, добыли 4,7 млн. ц рыбы, что составило около трети всего улова в стране.
Траулер РТ-29 «КИРОВ»
По всей стране росло социалистическое соревнование. Экипаж рыболовного траулера «Киров» стал инициатором борьбы за увеличение добычи рыбы, выловив в 1932г. более 18 тыс. ц. Три года спустя моряки траулера увеличили улов вдвое, а в 1938г. установили мировой рекорд добычи рыбы, взяв 61 тыс. ц.
Почин «Кирова» был подхвачен экипажами всех судов рыбопромыслового флота и привел к значительному увеличению добычи рыбы в стране. Траулер «Киров» работал на промысле более 30 лет и дал стране один млн. ц. рыбы.
В 1938г. Советский Союз по среднему годовому улову рыбы на траулер занял первое место в мире.
Рыбное хозяйство на подъеме
В 30-х годах шло успешное освоение новых промысловых районов на Тихом и Атлантическом океанах; резко увеличилась добыча рыбы в стране.
Для обслуживания промыслового флота был значительно расширен незамерзающий круглый год Мурманский рыбный порт, реконструировались и закладывались новые рыбные порты на Тихом океане, Каспии, Азовском, Черном и других морях.
Ускоренными темпами шло строительство верфей и судоремонтных заводов, предприятий рыбной промышленности, совершенствовалось их технологическое оборудование. К концу 1940г. в стране было построено 193 рыбообрабатывающих предприятия, 64 холодильника и 71 консервный завод.
Растет флот рыбной промышленности
За предвоенные пятилетки значительно изменился состав рыбопромыслового флота. На промыслах в океане, где до этого трудились лишь траулеры, появились первые советские рефрижераторы, рыбообрабатывающие базы, краболовы и китобои.
Для проектирования новых типов судов было создано специальное конструкторское бюро рыбопромыслового судостроения, позже реорганизованное в «Гипрорыбфлот».
К 1940г. рыбопромысловый флот Советского Союза насчитывал 5987 самоходных судов общей мощностью 321,7 тыс. л.с., в том числе 376 сейнеров, 94 рыболовных траулеров, 5 рефрижераторов, 9 плавучих рыбоконсервных заводов и одну китобазу.
Было четко определено развитие флота как единого комплекса, состоящего из классов добывающих, обрабатывающих и транспортных судов, установлены наиболее совершенные и рентабельные их типы для дальнейшего строительства. Предусматривалось создание новых предприятий рыбной промышленности – строительство крупных судостроительных и судоремонтных заводов…
Рыбное хозяйство СССР за 50 лет советской власти.
Части: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16