Найти тему
Defa group

Рыбное хозяйство СССР за 50 лет советской власти - Часть 1

Оглавление
Данная историческая справка «Рыбное хозяйство СССР за 50 лет советской власти» выпускается с целью широкой пропаганды истории отечественного рыбопромыслового флота и рыбной промышленности страны, географических трудовых и боевых подвигов русских рыбаков.
Данный материал призван отразить заботу Коммунистической партии и Советского государства о всемерном развитии отечественного рыбопромыслового флота и рыбной индустрии, рыбохозяйственной науки и подготовке кадров, показать выдающиеся достижения тружеников рыбного хозяйства нашей страны, их жизнь, культуру и быт.

Рыболовство в дореволюционной России

Старинный русский промысел

Издревле, наряду с землепашеством, охотой и бортничеством промышляли славяне рыболовством на многочисленных реках и озерах Руси.

Позднее, когда Россия утвердилась, наконец на своих морских побережьях, стал развиваться рыбный промысел и на море.

Еще в XVI веке первые русские поселенцы на Севере совершали дальние и опасные походы за рыбой и морским зверем в Ледовитый океан. Кочи и ладьи поморов можно было встретить у берегов сурового Груманта, где рыбаки устраивали свои становища.

Рыбаки на кочах
Рыбаки на кочах

Расширение границ русского государства благоприятствовало развитию рыбных промыслов на Каспийском, Балтийском и Черном морях. Появились первые русские рыбаки на Тихоокеанском побережье.

Петр I на Архангельской судоверфи
Петр I на Архангельской судоверфи

Развитие рыболовства сыграло большую роль в освоении отдаленных районов России и в значительной степени способствовало укреплению ее морских границ.

Лучение рыбы – древний способ добычи
Лучение рыбы – древний способ добычи

Русский рыбопромысловый флот

Рыболовство в дореволюционной России почти повсеместно носило прибрежный и сезонный характер и было одной из отраслей хозяйства страны. Рыбные богатства северный и восточных морей использовались крайне слабо.

Рыбацкий посад Луды Архангельской губернии
Рыбацкий посад Луды Архангельской губернии

Хищнический промысел рыбы во внутренних водоемах и у побережья приносил огромные доходы рыбопромышленникам, и поэтому они не были заинтересованы в активном морском лове вдали от побережья, требовавшим строительства крупных дорогостоящих судов.

Промысловый парусно-моторный бот
Промысловый парусно-моторный бот

Русский промысловый флот состоял в основном из деревянных парусно-гребных судов, грузоподъёмностью до 8т, и небольшого числа катеров и пароходов мощностью 50 – 150л.с. Возможности дальнего лова на таких судах были весьма ограниченны.

Ёлы с косыми парусами
Ёлы с косыми парусами
Поморская шняка
Поморская шняка

Из 10,5 млн. ц всей добытой в 1913г. рыбы в России, вылов флотом составлял лишь 160 тыс. ц.

Пароход «Ловец»
Пароход «Ловец»

Таков был труд рыбаков

Труд рыбаков в предреволюционной России отстаивался таким же тяжелым и изнурительным, как и несколько веков назад. Добыча рыбы велась вручную примитивными орудиями лова: тягловым неводом, ставными сетями, ярусами и ловушками. Работая по 12 – 16 часов в сутки, рыбаки получали за свой труд лишь жалкие гроши.

Рыбацкая артель на Волге
Рыбацкая артель на Волге

Разделка рыбы иногда производилась непосредственно на промыслах; посол, сушка, вяление и копчение ее – недалеко от мест вылова на берегу, в бараках и лабазах. Небольшое число маломощных рыбообрабатывающих и рыбоконсервных предприятий, появившихся в России перед первой мировой войной, могли перерабатывать лишь незначительную часть уловов.

Рыбный причал
Рыбный причал

Слабое развитие отечественных рыбных промыслов привело к тому, что что царская Россия была вынуждена закупать большое количество рыбы за границей. Так, например, в 1913г. половина сельди, поступившей на внутренний рынок, была приобретена у иностранных рыбопромышленников.

Разделка и засолка рыбы на Каспии
Разделка и засолка рыбы на Каспии

Передовые люди России понимали, что развитие промышленного рыболовства в стране невозможно без создания крупного промыслового флота и более совершенных орудий лова.

Начало тралового промысла

Академик Н.М. Книпович
Академик Н.М. Книпович

В конце XIX века на средства русской общественности было построено первое в мире специальное судно для комплексных научно-промысловых исследований «Андрей Первозванный». Результаты экспедиции, проведенной на этом судне в 1898г. под руководством видного русского ученого Н.М. Книповича, убедительно доказали возможность и большую эффективность тралового лова на Севере.

Экспедиционное судно «Андрей Первозванный»
Экспедиционное судно «Андрей Первозванный»

Но русские рыбопромышленники и царское правительство не проявили интереса к созданию отечественного тралового флота. На Севере в это время добывали рыбу всего 4 наших траулера. На Дальнем Востоке первый русский траулер появился лишь в 1911 году. Вскоре начавшаяся мировой война привела к тому, что траловый промысел в России прекратился.

Один из первых русских траулеров «Север»
Один из первых русских траулеров «Север»

Рыбное хозяйство СССР за 50 лет советской власти.

Части: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16