Кто-то насчитывает сотню определений маркетинга, кто-то – больше тысячи. Но зачем все они нужны, если кроме как на первую главу диплома или диссертации, они больше никуда не годятся.
Раньше во время учебы в институте я пыталась вызубрить определения маркетинга. Мне нравилось козырять на собеседованиях формулировками про «систему прогнозирования потребностей», «управление отношениями с клиентом», «превращение потребностей клиентов в спрос», «комплекс аналитической деятельности».
Но, пройдя фильтры внимательных HR и стратегически ориентированных директоров, от слов я приступала к делу. И каждый раз убеждалась, что такая теория весьма далека от практики.
Всю эту «многоуровневую систему» и «рыночную философию» мы «работаем» как можем. Изучаем сайты конкурентов, проводим опрос клиентов, размещаем рекламу, отправляем тестовую партию продукции в розницу и так далее. Все это нормальные действия, суть каждого из которых можно объяснить даже очень далекому от маркетинга человеку.
Как-то само у меня родилось определение, которое я считаю самым понятным, простым и действительно связанным с работой, а не со словоблудием.
Маркетинг – это Информация + Коммуникация
Все просто. В целом маркетинговую деятельность можно разделить на два больших направления.
1) Информация.
Поиск, сбор и обработка любой информации, нужно для принятия решения – то есть аналитика.
Здесь и сбор статистики, и проведение опросов, и тестирование, и мониторинг конкурентов. Еще любые другие методы и источники, с помощью которых удается собрать информацию, нужную для принятия стратегических или оперативных решений руководителю. Выводим или не выводим этот продукт на рынок, в сторону чего нам оптимально развиваться, надо ли повышать сейчас цену…
2) Коммуникация.
Любые наши действия по привлечению и удержанию клиентов.
Здесь любая реклама, PR, программы лояльности, специальные мероприятия. Когда первая функция, информационная, выполняется хорошо, то у нас достаточно оснований для того, чтобы выстраивать эту самую коммуникацию с клиентами.
А уже как Вы наполните эти блоки, что будет Вашими приоритетами и источниками - зависит от специфики рынка, Ваших знаний, установок руководства.
Как Вам мое определение маркетинга? А есть ли у Вас любимые определения таких распространенных понятий?
Вера Бокарева, бизнес-тренер, консультант по продажа и маркетингу