Последние 30 лет происходит глобальная модернизация в управлении самолетами Гражданской авиации, и регулированием движения в воздушном пространстве. За это время практически все крупнейшие корпорации выпускающие пассажирские лайнеры переработали концепцию управления самолетами, переводя их на 70% автоматическое управление, тем самым сократив лётные пришествия с участием человеческого фактора.
На первых реактивных самолетах экипаж состоял из 3 -4 человек (Командир, второй пилот, бортмеханик и штурман), на некоторых было пять, ещё радист. Первыми в историю ушли штурманы, т.к. в самолетах стали устанавливать электронную навигационную систему, бортмеханики ещё летают на некоторых отечественных самолетах Як-42, Ту-154, Ил-62 и более ранних версиях Западных конкурентов DC10, Boeing 747 -200 (не всегда).
Становится очевидным, что кроме двух пилотов в кабине самолета на сегодняшний день больше никто не требуется. Многие со скептицизмом относятся к этим нововведениям, мотивируя тем, что в случае неисправности воздушного судна не кому будет произвести срочный ремонт в воздухе, что может привести к неизбежности катастрофы. Да, это было актуально, когда половина систем самолета работала на механических приводах, и к различным узлам лайнера был организован доступ технического персонала. Но сколько было таких случаев, когда машину чинили в небе? Лично мне вспоминается один. Когда в 1963 году у вылетевшего Ту-124 из Таллина в Москву, не убралась стойка переднего шасси, и бортмеханик пытался в ручную вытолкать её , что бы та встала в посадочное положение, но мы все помним чем это закончилось. Посадка на Неву.
В современных лайнерах все системы в самолете работают электронно, т.е. экипаж только посылает сигнал нажатием кнопки или приведением в действие сайдстика, как на самолетах Airbus 320 и выше, где штурвалы заменили сайдстиками (некоторое подобие игрового джойстика), поэтому бортмеханик не сможет ничем помочь, в случае неисправности системы которая к слову сказать дублируется дополнительным программным обеспечением. Хотя сбой системы никто не отменял, и подобная ситуация произошла с Российским самолетом Ан-148, на заре его эксплуатации:
Цитата из Википедии - 4 июня 2010 года с Ан-148 (бортовой номер RA-61701) авиакомпании «Россия», выполнявшим рейс FV 132 из Москвы в Санкт-Петербург, произошёл серьёзный инцидент, связанный с нештатным функционированием системы управления самолётом. Короткое замыкание в цепи ЭДСУ вызвало отказ одного из каналов управления, что привело к пикированию самолёта с углом 26° и правым креном 56°. Благодаря действиям пилотов и переводу управления в штурвальный режим самолёт восстановил управляемость и благополучно приземлился в аэропорту "Пулково".
Слава Богу всё обошлось, экипаж не растерялся, и сделал сложное для пилота действие (отдал штурвал от себя), когда в результате потери управляемости лайнера, ты ещё и добавляешь крена на пикирование, но это спасло всем жизнь, кстати если сравнить это действие с вождением автомобиля, то это примерно так: Когда машину заносит, а для того что бы вывести её из аварийной ситуации необходимо "дать газу", а многие с перепугу жмут тормоз, что приводит к полной потери управляемости и как правило к ДТП. Дать газу в ситуации заноса сможет не каждый, многие теряются и жмут тормоз, так и в самолёте, когда отдаешь штурвал от себя.
"Старожилы" профессии пилота, нынешних выпускников лётных училищ называют "мальчики с джойстиками", и сетуют на то, что мол нет сейчас настоящих пилотов, которые "пятой точкой" должны лайнер чувствовать. Да бесспорно, 30 -40 лет, когда Советское небо бороздили Ту-154 и Ил-62, летали по другому, да возможно пилоты чувствовали поведение лайнера, и нынешние лётчики, после Boeing и Airbus никогда бы не подняли (без серьезной переподготовки) Тушку в воздух, но сразу возникает вопрос - А зачем??? Время не стоит на месте, и модернизация касается всего и не только технологических процессов. Зачем усложнять, если уже все можно сделать проще!
Для примера: Ещё каких то 20 лет назад, автомобилем мог управлять только каждый десятый, а с развитbем автоматических коробок передач, даже те кто раньше просто боялся водить машину, получили права и неплохо ездят. Предложите им управлять автомобилем с механической коробкой, что они Вам скажут? А в перспективе беспилотные автомобили, неужели стоит остановить эти технологические инновации???
В заключении хочу сказать, современные пилоты они не плохие! Они другие, они адаптированны под то время в котором живут. И вполне возможно, что те кто шикарно управлял лайнером в 80 - х, сейчас уже не смог бы освоить азы современной лётной практики.