Многие знают о Второй Мировой и Великой Отечественной, как о самой страшной войне, которая, между прочем, стала чуть ли не первой войной машин, среди которых не малую роль играли танки. Каждая из стран участниц создавала свою бронетехнику, но если взглянуть на немецкие танки, то сразу возникает вопрос – а почему они все квадратные?
Появление немецких танков.
После поражения в Первой Мировой, Германии запретили создавать собственные образцы вооружения, а армию существенно сократили. Вернуться на военно-техническую арену, немцы смогли только после 1933 года с приходом Адольфа Гитлера, политика которого привела к разрыву прошлых соглашений и наращиванию военного потенциала собственной страны.
Таким образом, инженеры создали танк Panzer I – лёгкую машину, которая обладала пулемётным вооружением и сравнительно не плохой подвижностью. Затем в серию пошёл Panzer II. Его защиту улучшили, но ранние версии не могли похвастать серьёзными калибрами до появления 20 мм автоматической пушки.
После лёгких машин, войска вермахта стремительно оснащались Panzer III. Ранняя версия Т-3 обладала двумя пулемётами и 20, или 37 мм пушкой. В дальнейшем пулемётное вооружение сократили до одного в корпусе и в башне, а орудие значительно увеличилось в диаметре, до 50 и 75 мм.
Panzer IV появился незадолго до начала Второй Мировой и превосходил предшественника почти во всём, а его арсенал состоял из пары пулемётов и 75 мм короткоствольной пушки.
Почему же все танки были квадратными?
Ярый патриот наверняка скажет, что немцы глупые и не знали о преимуществе наклонных листов стали. Но как бы не так… Инженеры третьего рейха знали о преимуществах наклона брони, но проблема состояла в толщине. Большие снаряды того времени не отличались высокими цифрами пробития, но их масса проламывала сталь, а ели брать в учёт дугообразную траекторию, то угол наклона не имел особого смысла по теории танкостроителей Германии.
В дополнение, на тот момент считалось, что угла не более 15-20 градусов вполне достаточно и для надёжной защиты и для удовлетворительного внутреннего объёма.
Как показала практика сражений 1941 года на восточном фронте, теория правдива лишь от части… Экономия внутреннего пространства и в правду была существенной, но для защиты угла наклона не хватало… Тот же Т-34 значительно превосходил Т-3 и Т-4 немецкого производства, но в отличие от немецких машин, препятствием для Т-34 стал его погон башни, который нельзя было увеличить, потому что для этого нужно было полностью изменить форму корпуса.
Немецкие машины таких проблем не испытывали. Отличный пример – Panzer III Ausf K – экспериментальная модификация Т-3 с длинноствольной 75 мм пушкой и башней от Т-4. Серийному выпуску помешала не форма корпуса, а ходовая часть. Нарастив броню и поставив более мощную пушку, немцы рисковали увеличить массу до предельной, что могло бы ухудшить надёжность агрегатов одного из самых массовых танков вермахта.
Итог.
Большая часть немецких танков были квадратными из-за практичности и задела для модернизаций. Отличный пример – Panzer IV, который выпускался почти всю войну, обладал разным вооружением, а его ходовую часть выбирали для разных вспомогательных машин, начиная ремонтными и заканчивая штурмовыми орудиями и самоходной артиллерией. Именно простота, практичность и комфорт стали главными причинами острых и квадратных форм в немецком танкостроении.