Найти тему
Е-катарсис

7 лайфхаков: как ходить в филармонию, чтобы получать удовольствие

Оглавление

Анна Филосян

Начнем с целеполагания. Чтобы ходить в филармонию, нужно понять, зачем вообще это нужно. Самая очевидная и главная цель — услышать музыку в живом исполнении. Живая музыка от записи отличается так же, как риал-ток от чата, как подлинник картины от изображения на экране смартфона, как настоящий мир от его платоновского силуэта на стене пещеры.

Но даже если вы точно поняли, зачем пришли на концерт, это не гарантия того, что вы испытаете катарсис. Академическая музыка — это одно из тех удовольствий, которые не лежат готовыми на блюдце (как, например, популярная музыка), и чтобы добыть его, нужно немного потрудиться. Поэтому я решила написать несколько советов для новичков (и не только) о том, как ходить в филармонию, чтобы получать удовольствие.

1. Выспаться накануне

Прошлым летом я была на открытии Симфонического форума, и молодой сосед справа весь концерт боролся со сном, ронял голову на грудь и пару раз уснул минут на 10, периодически всхрапывая. Было очень обидно за музыкантов и финского дирижера Лейфа Сегерстама весьма преклонного возраста. Вдвойне обидно, что этот юноша, скорее всего, больше не переступит порог филармонии, думая, что это скука смертная. Так что выспаться перед концертом — это просто необходимо, чтобы воспринимать музыку и не раздражать окружающих. Относится и к любому театру, кстати.

-2

2. Отключить телефон

Даже вибрацию. Либо режим «самолет», либо (о боже!) совсем вырубить. Знаю, трудно, сама грешна, каюсь. Но нет ничего деструктивнее, чем подбирать упущенную нить музыкального нарратива, отвлекшись на необязательное сообщение из родительского чата. Мы живем в постоянном потоке информационного шума. Если совсем перекрыть его на два часа в вечернее время, никакой катастрофы не произойдет, а шансы на качественный катарсис возрастут в разы.

-3

3. Узнать контекст

Музыка, как и любое искусство, не существует в безвоздушном пространстве. Она крепко связана с контекстом, зная который, можно понять ее гораздо глубже. Пока ждете начала концерта и телефон еще включен, откройте хотя бы Википедию и почитайте о композиторе, указанном в программе. Да и саму программку никто не отменял — в филармонии их раздают бесплатно. Уясните хотя бы, в какую эпоху он жил, к какому стилю относят его творчество, что характерно для этого стиля. Романтизм это с его бурей эмоций и верой в супер-человека или импрессионизм с его потоком звуков и созвучий, в котором растворяется мелодия, но еще жива гармония; или совсем уж какая-нибудь атональная музыка, где гармония лежит на алтаре тревоги и боли за человечество.

-4

4. Быть в моменте

Контролируйте уровень осознанности, не поддавайтесь соблазну унестись мыслями далеко от того, что слышите здесь и сейчас. Цепляйтесь за моменты, когда вступают отдельные инструменты или инструментальные группы, раскладывайте музыку на части, следите за движениями и мимикой музыкантов, не давайте музыке превратиться в бесплотное облако, от которого один шаг до подушки для сна. Особенно это актуально для неофитов, потому что классика имеет свойство обволакивать сознание и в два счета уносить его вдаль. И вот вы уже в Семи королевствах, танцуете с Матерью драконов. Это, конечно, прекрасно, но так мы с вами далеко не продвинемся.

Дирижер Димитрис Ботинис на концерте 15 января 2019 г.
Дирижер Димитрис Ботинис на концерте 15 января 2019 г.

5. Понять автора

Чтобы не выпадать из момента, сыграйте в игру «Что хотел сказать автор»: просто попытайтесь понять, какие чувства хотел выразить композитор в тот или иной момент. Боль. Радость. Страдание. Восторг. Нежность. Гармония. Страх. Упоение. Обращайте внимание на переходы от одного состояния к другому, на угасание или разжигание чувства, на то, какими средствами это достигается. Вариантов сотни, и это крайне увлекательно. А со временем вы обнаружите, что необязательно отдавать себе отчет: вы просто начнете все это чувствовать сами, без специальных усилий. Хорошая музыка способна и не на такие чудеса.

-6

6. Обсудить с другом

Эту игру можно продолжить в антракте или в баре после концерта. Вместо того чтобы обсуждать офисные сплетни или планы на лето, попробуйте проговорить то, что вы услышали и почувствовали. Предупреждаю, поначалу будет непросто. Но уметь облекать мысли в слова — это свидетельство высокого уровня осознанности, и этот навык пригодится вам во многих других сферах. Для таких обсуждений, конечно, лучше всего подойдет человек продвинутый, в идеале — меломан со стажем, который разбирается, чем отличается Шуман от Шопена, и может передать вам эти знания. Но если взять такого негде, подойдет любой спутник, который разделяет с вами желание познавать мир через музыку.

-7

7. Послушать заранее*

Лайфхак со звездочкой, как в школьном учебнике. Это уже почти профессиональный уровень слушательского мастерства: настоящие меломаны сравнивают записи одной и той же вещи в исполнении разных оркестров и под управлением разных дирижеров, сопоставляя интерпретации. Но на любительском уровне можно и не вдаваться в такие тонкости, а просто дома или по пути в филармонию послушать 20-минутный отрывок из произведения, заявленного в программе. Тогда на концерте материал будет вам уже знаком, и вы сможете проникнуть в него более глубоко, уловить то, что не было слышно в записи. И потом, как я говорила вначале, по уровню погружения запись от концерта отличается кардинально. Это как принять душ или искупаться в море.

Ну что, искупаемся?

DJ Mr Switch на записи музыки Габриэля Прокофьева в Свердловской филармонии
DJ Mr Switch на записи музыки Габриэля Прокофьева в Свердловской филармонии

Если провернуть все это хотя бы частично на паре-тройке концертов, продолжительный и множественный катарсис у вас в кармане. Проверено на себе годами тренировок!

-9

Фотографии Татьяны Андреевой и Георгия Мамарина