В карбюраторных двигателях согласованность взаимодействия различных систем достигается за счёт механической их взаимосвязи. В инжекторных моторах своевременность искрового разряда свечей и открытия форсунок обеспечивается контроллером (ЭБУ). Но без датчика, определяющего момент прохождения поршня того или иного цилиндра через верхнюю мёртвую точку, ЭБУ «ослепнет» и не сможет своевременно подать управляющий сигнал исполнительным устройствам – форсункам и катушкам зажигания.
Полный отказ датчика коленвала вызовет остановку двигателя и невозможность его запуска. Иногда неисправность выражается в периодических пропусках сигнала, что вызывает перебои в работе мотора, хлопках во впускном коллекторе и глушителе.
В большинстве случаев автомобили оснащены либо датчиками Холла, либо индуктивными. Внешне они различаются по количеству проводов, подводящихся к разъёму. У датчика Холла три провода, у индуктивного – два.
Проверка индуктивного датчика
Этот прибор представляет собой катушку с магнитным сердечником. Зубцы диска синхронизации, проходя мимо сердечника, порождают в его обмотке переменный электрический ток. В качестве репера (метки) на диске служит промежуток, на котором отсутствуют 1 – 2 зуба. В результате в обмотке возникает скачкообразное изменение импульса, которое и фиксируется контроллером.
Проверить датчик можно, подключив к его проводам вольтметр и прокручивая двигатель стартером. Амплитуда импульсов должна составить ±0,5 В. На работающем моторе этот показатель выше - ±6 В. Настройку предела измерений вольтметра необходимо устанавливать с учётом этих значений.
В связи с тем, что наиболее вероятной причиной отказа становится обрыв или замыкание катушки, проверка её сопротивления также выявит неисправность. В среднем его значение составляет около 900 Ом.
При осмотре обратите внимание на зазор между сердечником датчика и внешним диаметром синхродиска – он не должен быть больше 1,5 мм. Также оцените состояние диска – его намагниченность и радиально-торцевое биение способны «сгладить» или исказить сигнал.
Датчик Холла
Проверка сопротивления обмотки не всегда выявляет поломку – датчик Холла работает по другому принципу, нежели индуктивный. Импульс, передающийся на ЭБУ, возникает в полупроводниковой пластине, снимается с неё и усиливается микросхемой. Выйти из строя может как полупроводниковая пластина, воспринимающая прохождение репера, так и микросхема, встроенная в корпус прибора.
Полноценная проверка возможна только на осциллографе. Иногда автомобилисты проверяют датчик Холла, подключив провода питания и измеряя сигнал вольтметром, подключенным к «массовому» и сигнальному проводам. Исправный прибор выдаёт импульс при поднесении к его торцу металлического предмета.
Но такой метод не способен дать представление о качестве сигнала и о наличии шумов («лишних» импульсов) на выходе. Кроме того, датчик легко повредить, подав на него чрезмерное напряжение. Поэтому перед проверкой в «домашних» условиях следует изучить распиновку разъёма и параметры питающего и сигнального напряжений.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Каждый день мы публикуем новые интересные статьи.